Словарь-справочник УГОЛОВНОГО ПРАВА
Количество терминов: 540



Другие словари:
Реклама:
Реклама:

Словарь-справочник УГОЛОВНОГО ПРАВА

МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ

МОНОПОЛИСТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ И ОГРАНИЧЕНИЕ КОНКУРЕНЦИИ - преступления в сфере экономической деятельности, предусмотренные ст. 178 УК РФ и представляющие собой 1) монополистические действия, совершенные путем установления монопольно высоких или монопольно низких цен, а равно 2) ограничение конкуренции путем раздела рынка, ограничения доступа на рынок, устранения с него других субъектов экономической деятельности, установления или поддержания единых цен (ч. 1 ст. 178 УК РФ). Объективная сторона монополистических действий путем установления монопольных цен включает: принятие решения о размере цены, объявление цены и (или) ее предложение покупателям (как конечным, так и посредникам), распространение установленной цены в пределах, определяемых доминирующим положением на рынке, реальное применение данной цены на рынке без каких-либо скидок или льгот, устраняющих ее монопольно незаконный характер, а также наличие доминирующего положения на рынке. Наступления преступных последствий не требуется. Состав преступления - формальный. Монополистические действия в соответствии со ст. 4 Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках от 22 марта 1991 г. с изменениями и дополнениями (см. Ведомости РСФСР. 1991. ¦ 16. Ст. 499; 1992. ¦ 32. Ст. 1882; ¦ 34. Ст. 1966; СЗ РФ. 1995. ¦ 22. Ст. 1977) составляют содержание монополистической деятельности, которая определяется как противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов или органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленные на недопущение, ограничение или 'устранение конкуренции. Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов на рынке, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке. Под монопольно высокой ценой понимается цена товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, с целью компенсации необоснованных затрат, вызванных недоиспользованием производственных мощностей и (или) получения дополнительной прибыли в результате снижения качества товара. Монопольно низкая цена согласно названному закону - это цена приобретаемого товара, устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве покупателя, в целях получения дополнительной прибыли и (или) компенсации необоснованных затрат за счет продавца, или цена товара, сознательно устанавливаемая хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке в качестве продавца, на уровне, приносящем убытки от продажи данного товара, с целью ограничения конкуренции посредством вытеснения конкурентов с рынка. Под доминирующим положением на рынке понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя либо взаимозаменяющих товаров, дающее ему возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65% и более, за исключением тех случаев, когда хозяйствующий субъект докажет, что несмотря на превышение указанной величины его положение на рынке не является доминирующим. Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 65%, если это установлено антимонопольным органом, исходя из стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке, относительно размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступ по территориальному принципу (критерию), по ассортименту реализуемых товаров, либо по кругу продавцов и покупателей (заказчиков); б) последствия в виде состоявшегося раздела рынка, выражающиеся в ус-тановлении господства определенного субъекта, доля которого превышает 35% товаров, и устранении либо подчинении конкурентов; в) причинную связь между действиями субъектов и состоянием рынка, которое выражается в его разделенности (разделе). Соглашения и согласованные действия, направленные на раздел рынка, могут состоять в создании дискриминирующих условий для вытесняемого с рынка хозяйствующего субъекта, запрещении создания новых хозяйствующих субъектов, вытеснении отдельных групп покупателей товаров либо потребителей услуг, распространении видов товаров (услуг) между участниками соглашения и т. п.Ограничение доступа на рынок включает действия по физическому воспрепятствованию деятельности конкурентов на рынке, введению необоснованных запретов, созданию неблагоприятного режима деятельности, проведению необоснованных проверок, ограничению свободы передвижения товаров и услуг, принудительной скупке товаров как юридическими лицами, так и государственными органами. Наступления преступных последствий не требуется.Устранение с рынка других субъектов экономической деятельности включает действия, аналогичные ограничению доступа на рынок, последствия в виде прекращения или приостановления деятельности других субъектов на рынке и причинную связь между действиями и последствиями. Эти действия могут также состоять в распространении ложных сведений о товарах либо продавцах, использовании иных форм недобросовестной конкуренции (ст. 10 названного Закона о конкуренции). Установление единых цен включает соглашения или согласованные действия между хозяйствующими субъектами и иными органами по определению и предложению одинаковых цен на конкретные группы товаров или услуг. Поддержание единых цен представляет собой действия по обеспечению соблюдения единых цен хозяйствующими субъектами, созданию условий по реализации указанных цен в отношениях с потребителями путем ограничения товаров на рынке, использования ложной или иной незаконной рекламы и проч. Преступление совершается с прямым умыслом и целью незаконного воздействия на конкурентов. Субъект преступления - физическое лицо, управомоченное принимать решения, либо любое физическое лицо, действующее от имени хозяйствующего субъекта или государственного органа в качестве соответственно руководителя, должностного или иным образом управомоченного лица. Вменяемость и достижение возраста уголовной ответственности обязательны. Более строгая ответственность следует за деяние, если оно совершено неоднократно, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, а также с применением насилия или с угрозой его применения, а равно с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения (при отсутствии признаков вымогательства),

Этот термин в других словарях