Реклама:
Реклама:

Приказ Министра обороны Российской Федерации и Министра промышленности и энергетики Российской Федерации от 12 июля 2004 г. N 206/37 г. Москва Об утверждении Наставления по авиационному поиску и спасанию в государственной и экспериментальной авиации

Зарегистрирован в Минюсте РФ 12 августа 2004 г.

Регистрационный N 5975

1. Утвердить прилагаемое Наставление по авиационному поиску и спасанию в государственной и экспериментальной авиации (НАПС-2004).

2. Главнокомандующему Военно-воздушными силами обеспечить переработку инструкций по авиационному поиску и спасанию в зонах Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации в соответствии с настоящим приказом.

3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на главнокомандующего Военно-воздушными силами и руководителя Федерального агентства по промышленности.

Министр обороны
Российской федерации
С. Иванов

Министр промышленности и энергетики
Российской Федерации
В. Христенко

Приложение

Наставление по авиационному поиску и спасанию в государственной и экспериментальной авиации

Настоящее Наставление разработано в соответствии с Воздушным кодексом Российской Федерации* и Федеральными авиационными правилами поиска и спасания в государственной авиации**.

В настоящем Наставлении применяются следующие основные понятия:

1) "аварийная ситуация" - ситуация, при которой возможности и квалификация экипажа воздушного судна государственной*** или экспериментальной**** авиации и персонала пунктов управления воздушным движением, а также резервы работоспособности авиационной техники могут оказаться недостаточными для предотвращения авиационного происшествия и утрата (повреждение) воздушного судна является наиболее вероятным исходом полета;

2) "аварийное оповещение" - обслуживание воздушного движения, осуществляемое в целях уведомления соответствующих служб и организаций о воздушных судах, нуждающихся в помощи поисково-спасательных служб, и оказания необходимого содействия этим службам и организациям;

3) "авиационные силы и средства поиска и спасания" - воздушные суда с экипажем и средствами спасания и жизнеобеспечения, спасательные парашютно-десантные группы с аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, а также средствами их доставки к месту бедствия (парашютами, спасательными контейнерами, парашютными платформами и т.п.), аварийно-спасательные и наземные поисково-спасательные команды, органы и пункты связи, контроля и управления;

4) "аэронавигационное обслуживание" - обслуживание воздушного движения, обеспечение электросвязи и предоставление аэронавигационной информации, метеорологическое обеспечение аэронавигации, а также поиск и спасание;

5) "авиационный поиск и спасание" - составная часть аэронавигационного обслуживания, заключающаяся в оказании своевременной помощи пассажирам и экипажам воздушных судов при возникновении аварийных ситуаций;

6) "авиационный спасатель" - специалист, подготовленный к оказанию помощи пострадавшим с использованием для прибытия к месту бедствия парашюта или других средств десантирования;

7) "автономное существование" - вынужденное пребывание пассажиров и экипажа воздушного судна в безлюдной местности или на водной поверхности без помощи извне;

8) "воздушное судно, потерпевшее бедствие" - воздушное судно, получившее при рулении, взлете, полете, посадке или в результате падения серьезное повреждение либо полностью разрушенное, а также воздушное судно, совершившее вынужденную посадку вне аэродрома;

9) "воздушное судно, терпящее бедствие" - воздушное судно, попавшее в ситуацию, когда такому судну и (или) находящимся на его борту лицам угрожает опасность, которая не может быть устранена в результате действий экипажа, либо воздушное судно, с которым потеряна связь и местонахождение которого неизвестно;

10) "выживание экипажа воздушного судна" - активные действия экипажа воздушного судна, направленные на сохранение жизни и здоровья экипажа в условиях автономного существования;

11) "вынужденная посадка воздушного судна" - приземление (приводнение) воздушного судна на аэродроме или вне аэродрома с изменением полетного задания из-за невозможности продолжения полета по условиям безопасности;

12) "вынужденное покидание воздушного судна" - покидание воздушного судна в воздухе, на земле (на воде) при возникновении угрозы жизни пассажирам или экипажу;

13) "Главный координационный центр" - орган Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации;

14) "зона авиационного поиска и спасания" - зона (зоны) Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, в пределах которых организуется и проводится авиационный поиск и спасание;

15) "координационный центр" - орган, ответственный за оказание содействия эффективной организации работы поисково-спасательной службы и координацию проведения поисково-спасательных работ в пределах зоны авиационного поиска и спасания;

16) "наземная поисково-спасательная команда" - штатная или нештатная команда, предназначенная для проведения наземного поиска и оказания помощи пассажирам и экапажам воздушного судна, потерпевшего бедствие;

17) "поисково-спасательные работы" - комплекс мероприятий, проводимых с целью поиска и спасания пассажиров и экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие;

18) "поисково-спасательное воздушное судно" - оснащенное специальным оборудованием воздушное судно, экипаж которого подготовлен к эффективному проведению поисково-спасательных работ;

19) "поисково-спасательное обеспечение" - деятельность, направленная на подготовку летного состава к действиям в аварийных ситуациях, оснащение воздушных судов и поисково-спасательных сил и средств аварийно-спасательным имуществом и снаряжением, обеспечение летного состава средствами спасения и жизнеобеспечения, организацию и проведение поисково-спасательных работ;

20) "район поисково-спасательных работ" - часть зоны авиационного поиска и спасания, в пределах которой организуются и проводятся поисково-спасательные работы;

21) "спасание терпящих бедствие" - комплекс мероприятий по оказанию помощи с целью сохранения жизни и здоровья пассажиров и экипажа воздушного судна, потерпевшего бедствие, и их эвакуации.

22) "спасательная парашютно-десантная группа" - штатная или нештатная группа, организуемая в авиационных частях*, подготовленная к десантированию с целью оказания помощи пассажирам и экипажу воздушного судна, потерпевшего бедствие;

23) "спасательные работы" - проводимые силами и средствами эксплуатанта аэродрома (авиационной части, авиационного предприятия) работы по спасанию пассажиров и экипажа, тушению пожаров на воздушных судах при авиационных происшествиях на территории и в районе аэродрома, а также по эвакуации с летного поля поврежденных и выкатившихся за пределы взлетно-посадочной полосы воздушных судов;

24) "средства спасения и жизнеобеспечения" - набор приспособлений и устройств для покидания воздушного судна пассажирами и экипажем в аварийной ситуации в воздухе, на земле (на воде), а также запас пищи, воды, медицинских средств, средств связи и сигнализации.

Глава I. Авиационный поиск и спасание

Организация авиационного поиска и спасания

Общие положения

1. Целью авиационного поиска и спасания является спасение пассажиров и экипажей воздушных (морских) судов при возникновении аварийных ситуаций, эвакуация космонавтов и спускаемых аппаратов с места посадки, а ситуаций, эвакуация космонавтов и спускаемых аппаратов с места посадки, а также оказание авиационными средствами помощи людям при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера**.

2. Основными принципами организации авиационного поиска и спасания являются:

постоянная готовность поисково-спасательных сил и средств к проведению поисково-спасательных работ (ПСР) (операций);

своевременность, активность и эффективность действий при возникновении аварийных ситуаций с воздушными или морскими судами и космическими объектами и целесообразность использования авиационных поисково-спасательных сил и средств;

заблаговременное создание резервов поисково-спасательных сил и средств, их эффективное использование и своевременное восстановление;

тесное взаимодействие авиационных поисково-спасательных сил и средств с другими поисково-спасательными силами и средствами Российской Федерации и иностранных государств;

всестороннее обеспечение действий поисково-спасательных сил государственной и экспериментальной авиации;

централизованное управление поисково-спасательными силами и средствами с широким применением автоматизированных систем управления.

3. В соответствии c Федеральными авиационными правилами поиска и спасания в государственной авиации*** авиационный поиск и спасание организовываются Федеральным управлением авиационно-космического поиска и спасания при Министерстве обороны Российской Федерации (ФПСУ).

4. Исходя из этого ФПСУ:

осуществляет разработку нормативных и методических документов по авиационному поиску и спасанию, поисково-спасательному обеспечению (ПСО) полетов авиации и космических объектов в мирное и военное время;

осуществляет организацию дежурства и контроля готовности поисково-спасательных сил и средств государственной и экспериментальной авиации к ПСР, обеспечению посадок космических аппаратов (КА);

осуществляет прием и обработку информации о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, аварийных посадках космических аппаратов, выдачу команд на применение дежурных сил и средств в системе авиационного поиска и спасания;

участвует в проведении наиболее сложных и длительных ПСР по воздушным судам, потерпевшим бедствие, в обеспечении запусков и посадок КА;

организует взаимодействие поисково-спасательных сил государственной и экспериментальной авиации с поисково-спасательными силами гражданской авиации, аварийно-спасательными службами федеральных органов исполнительной власти, а также с аналогичными силами и службами иностранных государств;

запрещает полеты воздушных судов, не обеспеченных в поисково-спасательном отношении, через центры Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД) и органы управления полетами;

участвует в работе межправительственных и государственных комиссий по вопросам готовности поисково-спасательных сил и средств к обеспечению запусков и посадок КА;

участвует в разработке планов запусков КА военного и гражданского назначения, согласовании сроков и районов посадки возвращаемых КА.

5. Авиационный поиск и спасание в Российской Федерации осуществляются несущими дежурство в системе авиационного поиска и спасания поисково-спасательными силами и средствами авиационных сил и средств поиска и спасания федеральных органов исполнительной власти.

6. Для оперативного руководства и координации их действий в составе ФПСУ действует Главный координационный центр поиска и спасания (ГКЦПС), указания которого для всех пунктов управления полетами авиации в Российской Федерации по вопросам организации авиационного поиска и спасания являются обязательными.

7. Авиационный поиск и спасание в зоне авиационного поиска и спасания организовываются в соответствии со служебным документом по авиационному поиску и спасанию в зоне (зонах) ЕС ОрВД.

8. Авиационный поиск и спасание в районе аэродрома и в районе аэроузла организовываются в соответствии со служебным документом по производству полетов в районе аэродрома (в районе аэроузла).

Организация дежурства поисково-спасательных сил и средств и пунктов управления полетами в системе авиационного поиска и спасания

9. Для поиска и спасания пассажиров и экипажей воздушных (морских) судов, потерпевших бедствие, и оказания им помощи на территории Российской Федерации организуется дежурство поисково-спасательных воздушных судов, спасательных парашютно-десантных групп (СПДГ), наземных поисково-спасательных команд (НПСК), личного состава ГКЦПС, координационный центр поиска и спасания (КЦПС), региональный координационный центр поиска и спасания (РКЦПС), пунктов управления полетами авиации, пунктов приема информации космической системы КОСПАС-САРСАТ и Международного координационно-вычислительного центра (МКВЦ) в соответствии со служебным документом по авиационному поиску и спасанию в зоне (зонах) ЕС ОрВД.

10. Обязанности личного состава НПСК и СПДГ, порядок несения дежурства и их действия при проведении ПСР установлены служебными документами.

11. Перечень аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения дежурных поисково-спасательных воздушных судов, НПСК и СПДГ приведен в приложении N 1 к настоящему Наставлению.

12. К несению дежурства в системе авиационного поиска и спасания привлекаются летчики (штурманы) не ниже 2-го класса, прошедшие специальную подготовку к проведению авиационного поиска и спасания и действующие на основании приказа по авиационной части.

13. Обязанности и порядок действий экипажей поисково-спасательных воздушных судов при проведении ПСР установлены служебным документом.

14. Подготовка экипажей поисково-спасательных воздушных судов осуществляется в соответствии с требованиями нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, определяющих порядок летной подготовки.

15. В соответствии с полученными заявками на полеты и перелеты воздушных судов начальник поисково-спасательной и парашютно-десантной службы (ПС и ПДС) объединения ВВС*, имеющего зону авиационного поиска и спасания, составляет план дежурства поисково-спасательных сил и средств на сутки.

План утверждается начальником штаба объединения ВВС.

16. После утверждения плана дежурства расчет КЦПС доводит до органов ЕС ОрВД аэродромов государственной и экспериментальной авиации сведения о количестве и дислокации ближайших дежурных поисково-спасательных сил и средств, которые вносятся в плановые таблицы полетов на этих аэродромах и доводятся до летного состава на предполетной подготовке.

17. Информация о дежурных поисково-спасательных силах и средствах в зоне авиационного поиска и спасания доводится до сведения командных (диспетчерских) пунктов авиационных частей по их запросу и ежедневно докладывается в ГКЦПС и на ЦКП ВВС.

18. Дежурным поисково-спасательным силам и средствам устанавливаются три степени готовности. Степени готовности дежурных поисково-спасательных сил и средств, а также предельные сроки проведения радиотехнического поиска приведены в приложении N 2 к настоящему Наставлению.

19. При выполнении полетов и перелетов воздушных судов, а также в случаях, когда аэродром является запасным, экипажи, выделенные для авиационного поиска и спасания и НПСК, должны находиться в готовности N 2. Перевод их в готовность N 1 производится при возникновении аварийной ситуации и в случаях, определенных служебным документом по авиационному поиску и спасанию в зоне (зонах) ЕС ОрВД.

20. В готовности N 2 экипажи поисково-спасательных воздушных судов находятся на борту воздушного судна или в специальных помещениях, оснащение которых указано в приложении N 3 к настоящему Наставлению.

21. Обязанности и порядок действий расчетов КЦПС и пунктов управления при организации и проведении авиационного поиска и спасания определяется в документах, перечень которых указан в приложении N 4 к настоящему Наставлению.

22. Подготовка расчетов КЦПС и пунктов управления осуществляется в соответствии с требованиями нормативных документов федеральных органов исполнительской власти, определяющих порядок подготовки должностных лиц по управлению поисково-спасательными силами и средствами, и включает в себя теоретическую и практическую подготовку должностных лиц по управлению поисково-спасательными силами и средствами на основании разрабатываемого на год плана их подготовки.

23. Экипажи поисково-спасательных воздушных судов, личный состав НПСК и СПДГ, привлекаемый к дежурству в системе авиационного поиска и спасания, в начале года отдаются приказом по авиационной части.

Подготовка летного состава к действиям в аварийных ситуациях

24. Подготовка летного состава к действиям в аварийных ситуациях включает в себя подготовку к действиям в особых случаях в полете, парашютно-спасательную подготовку и подготовку к выживанию в условиях автономного существования. Летный состав, не подготовленный к действиям в аварийных ситуациях, к полетам не допускается.

25. Подготовка летного состава к действиям в особых случаях в полете осуществляется в авиационных частях в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна (инструкции экипажу).

26. Организация парашютно-спасательной подготовки в авиационных частях осуществляется в соответствии с документами, регламентирующими парашютную подготовку в государственной и экспериментальной авиации и другими документами.

Летный состав, выполняющий полеты на воздушных судах, рабочие места которых оборудованы парашютными системами, имеющий перерывы в выполнении учебно-тренировочных прыжков с парашютом более 12 месяцев, к полетам не допускается.

27. Подготовка летного состава к выживанию в условиях автономного существования осуществляется в авиационных частях и специальных центрах в соответствии с программами и методиками.

28. Контроль за организацией подготовки летного состава государственной и экспериментальной авиации к действиям в аварийных ситуациях возлагается на ФПСУ.

Подготовка поисково-спасательных сил и средств к проведению поисково-спасательных работ

Подготовка органов (пунктов) управления полетами авиации

29. При организации и проведении подготовки расчетов органов (пунктов) управления полетами авиации для проведения занятий привлекаются: руководящий состав ПС и ПДС, руководящий летный и инженерно-технический состав, медицинский персонал и профессиональные спасатели, представители ЕС ОрВД, гидрометеорологической службы, представители местных органов власти, хорошо знающие систему управления и связи в регионе, представители правоохранительных органов, специалисты Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В зависимости от особенностей региона могут привлекаться и другие специалисты.

30. Готовность органов (пунктов) управления полетами авиации к проведению ПСР контролируется должностными лицами, являющимися прямыми начальниками руководителей органов (пунктов) управления, начальниками ПС и ПДС объединений ВВС, а также лицами, назначенными приказом начальника ФПСУ.

Подготовка наземных поисково-спасательных команд

31. В каждой авиационной части* должно быть подготовлено не менее двух НПСК, несущих дежурство в системе авиационного поиска и спасания. График дежурства составляется заместителем командира части по инженерно-авиационной службе (начальником поисково-спасательной службы летно-испытательного подразделения) и утверждается командиром авиационной части.

32. В состав НПСК входят 8-10 спасателей: специалист по самолету и двигателю, по авиационному оборудованию, по средствам аварийного покидания самолета, по авиационному вооружению, по радиоэлектронному оборудованию, фельдшер, радист и пожарный.

33. За подготовку НПСК отвечает командир авиационной части. Подготовку организует и проводит заместитель командира части по инженерно-авиационной службе (заместитель начальника летно-испытательного подразделения по инженерно-авиационной службе) с привлечением представителей медицинской, штурманской, инженерно-авиационной служб, ПС и ПДС** и других специалистов.

34. Начальник НПСК и его заместитель должны хорошо знать район авиационного поиска и спасания, уверенно ориентироваться на местности, уметь пользоваться картой, палеткой, компасом и обладать навыками движения по пересеченной местности по заданному маршруту, уметь готовить площадки для вертолетов и обозначать их днем и ночью, вести радиосвязь, организовывать ночлег, обеспечивать меры безопасности в ходе проведения ПСР.

35. Для успешного решения задач поиска и спасания личный состав НПСК должен:

знать правила и иметь практические навыки в оказании первой медицинской помощи;

знать расположение на воздушном судне средств объективного контроля и уметь их извлекать;

знать способы и меры безопасности при эвакуации людей воздушными судами;

знать средства и способы связи и сигнализации при проведении ПСР;

знать сигналы, применяемые при проведении ПСР и уметь их выкладывать на местности с использованием подручных средств;

знать меры безопасности при проведении ПСР;

уметь пользоваться аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;

уметь ликвидировать пожары на воздушных судах, вскрывать аварийные люки, фонари кабин и фюзеляжи;

уметь извлекать членов экипажа и пассажиров из воздушных судов, потерпевших бедствие;

уметь пользоваться аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;

уметь подбирать и обозначать площадки для посадки вертолетов;

иметь хорошую физическую подготовку;

быть подготовленным к выживанию в экстремальных условиях.

36. Медицинский работник, входящий в состав НПСК, должен уметь:

оказывать доврачебную помощь непосредственно на месте бедствия;

быстро и грамотно пользоваться содержимым медицинской укладки;

определять очередность эвакуации, способ транспортировки и обеспечивать своевременную эвакуацию потерпевших бедствие в лечебные учреждения.

37. НПСК оснащаются оборудованными для перевозки личного состава транспортными средствами высокой проходимости (с полностью заправленными топливными баками), средствами связи и сигнализации, пожаротушения, объективного контроля, жизнеобеспечения, необходимым инструментом и медицинским имуществом в соответствии с перечнем аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения дежурных поисково-спасательных воздушных судов, НПСК и СПДГ (приложение N 1 к настоящему Наставлению).

Подготовка спасательных парашютно-десантных групп

38. На каждом аэродроме для оказания помощи потерпевшим бедствие создаются СПДГ как из личного состава авиационной части (авиационного персонала летно-испытательного подразделения в экспериментальной авиации), так и из штатных групп спасателей.

За подготовку личного состава СПДГ отвечает командир авиационной части. Подготовку организует и проводит начальник ПС и ПДС авиационной части по программе, утверждаемой ФПСУ, с привлечением представителей медицинской, штурманской, инженерно-авиационной служб и других специалистов.

39. Для успешного решения задач поиска и спасания личный состав СПДГ должен:

знать правила и иметь практические навыки в оказании первой медицинской помощи, быстро и грамотно пользоваться содержимым медицинской укладки;

знать расположение на воздушном судне средств объективного контроля и уметь их извлекать;

знать средства и способы связи и сигнализации при проведении ПСР;

знать сигналы визуальной сигнализации и уметь их выкладывать на местности с использованием подручных средств;

знать способы и меры безопасности при эвакуации людей воздушными судами;

знать меры безопасности при проведении ПСР;

уметь оказывать непосредственно на месте бедствия первую медицинскую помощь и доврачебную помощь (медицинский работник, входящий в состав СПДГ);

уметь ликвидировать пожары на воздушных судах, вскрывать аварийные люки, фонари кабин и фюзеляжи;

уметь извлекать членов экипажа и пассажиров из воздушных судов, потерпевших бедствие;

уметь анализировать метеорологическую обстановку;

уметь пользоваться аварийно-спасательным имуществом и снаряжением;

уметь подбирать и обозначать площадки для посадки вертолетов;

быть подготовленным к прыжкам с парашютом днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, на лес, на воду, с грузовым контейнером, уметь высаживаться из вертолета в режиме висения с применением лебедки, трапа, спускового устройства и эвакуировать пострадавших;

быть подготовленным к выживанию в экстремальных условиях;

иметь хорошую физическую подготовку.

40. Авиационные спасатели подлежат аттестации. Организация работы по аттестации авиационных спасателей осуществляется ФПСУ.

Действия экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие

Действия перед вынужденной

посадкой или покиданием воздушного судна с парашютом

41. Во всех аварийных случаях, угрожающих безопасности полета, экипаж воздушного судна должен подать сообщение о бедствии открытым текстом по действующим каналам управления полетом, по которым к началу сложившейся на борту аварийной ситуации воздушное судно имело связь, и продублировать по общим каналам связи и пеленгации на аварийных частотах 121,5 (406,025) МГц и 2182 кГц. Включить аварийный радиомаяк.

42. Сообщение о бедствии в полете передается открытым текстом в следующем порядке:

1) "Терплю бедствие" - 3 раза ("MAYDAY" при международных полетах);

2) "Я" - 1 раз;

3) позывной командира воздушного судна, терпящего бедствие, - 3 раза;

4) координаты места бедствия - 3 раза.

Пример: "Терплю бедствие, терплю бедствие, терплю бедствие, Я, 93114, 93114, 93114; 72 с. ш. 56 в. д.; 72 с. ш. 56 в. д.; 72 с. ш. 56 в. д.".

Если позволяет обстановка, то необходимо передать:

курс полета;

скорость полета;

высоту полета;

характер бедствия и требуемая помощь;

решение командира воздушного судна и другие сведения, которые будут способствовать поиску и спасанию;

время московское (UTC - при международных полетах).

Пример. "Я, 93114, 93114, курс 35 , скорость 500, высота 3000. Отказал двигатель (правый, левый). Произвожу посадку на площадку. Время 14.46 (передается дважды)".

43. Одновременно с передачей сигнала "SOS" или "Терплю бедствие" включается сигнал "Бедствие" на аппаратуре опознавания и сигнал "Авария" на ответчике УВД. При полетах вне границ Российской Федерации на ответчике УВД ИКАО устанавливается код 7700 "Бедствие".

44. Сообщение о бедствии передается до тех пор, пока не будет получено подтверждение о принятии этого сообщения от экипажей воздушных судов (наземных пунктов управления полетами) или до момента покидания экипажем воздушного судна.

45. Все члены экипажа при покидании воздушного судна и вынужденной посадке (приводнении) должны действовать в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации (инструкции экипажу) для данного типа воздушного судна.

Действия после вынужденной посадки или приземления с парашютом

46. Экипаж воздушного судна, совершившего вынужденную посадку вне аэродрома, должен:

немедленно эвакуировать пассажиров и пострадавших членов экипажа из воздушного судна в безопасное место;

при покидании воздушного судна, по возможности, взять с собой групповые и индивидуальные аварийно-спасательные средства, средства спасения и жизнеобеспечения (ССЖ), полетную документацию;

оказать пострадавшим членам экипажа и пассажирам первую медицинскую помощь;

при возникновении пожара экипаж должен попытаться ликвидировать его с помощью бортовых и подручных средств пожаротушения;

подготовить к работе аварийные радиостанции и передать сообщение о бедствии;

подготовить к немедленному применению средства визуальной сигнализации;

уточнить свое местонахождение;

принять меры по установлению связи с ближайшим аэродромом или населенным пунктом;

подобрать, подготовить и обозначить подручными материалами (парашютная ткань, чехлы, куски дерева, камни, зола, костры и т. п.) площадку для возможной посадки поисково-спасательного вертолета;

вести круглосуточное наблюдение за воздухом и окружающей местностью в целях своевременной подачи сигналов экипажам поисковых воздушных судов и НПСК;

подготовить укрытия для людей;

используя местные возможности (охота, рыбная ловля, сбор ягод, грибов, растений и т. п.) добыть пищу и воду.

Сигналы, подаваемые потерпевшими бедствие, приведены в приложении N 5 к настоящему Наставлению.

47. Всеми работами на месте вынужденной посадки воздушного судна руководит командир воздушного судна.

После приземления с парашютом члены экипажа должны собраться в месте, указанном командиром воздушного судна, взяв с собой носимые аварийные запасы (НАЗы) и парашюты.

Если к месту сбора прибыли не все члены экипажа, командир воздушного судна должен принять меры к их розыску.

После оценки обстановки командир воздушного судна принимает решение на дальнейшие действия.

48. Решение оставаться на месте вынужденной посадки целесообразно принимать в следующих случаях:

когда сигнал бедствия или сообщение о месте происшествия переданы экипажем в воздухе, либо после приземления и подтверждение об этом получено;

если место приземления точно не определено, местность незнакомая и труднопроходимая (горы, лес, глубокие овраги, болота, глубокий снег и т.п.);

когда направление на ближайший населенный пункт и его удаление неизвестны;

если большая часть пассажиров и членов экипажа из-за полученных травм передвигаться самостоятельно не могут;

когда местность открытая.

49. Решение об уходе с места вынужденной посадки целесообразно принимать:

если точно известно местонахождение населенного пункта, расстояние до него невелико и состояние здоровья членов экипажа и пассажиров позволяют преодолеть это расстояние за светлое время суток;

если члены экипажа, спускаясь с парашютами, обнаружили неподалеку просеку, дорогу, реку или жилье;

в случае непосредственной угрозы жизни (лесной пожар, разлом ледяного поля, наводнение и т. п.);

когда воздушное судно и находящиеся на нем люди не могут быть обнаружены с воздуха из-за густой растительности, а средства сигнализации отсутствуют;

если в течение трех суток нет связи и помощи.

50. После приземления проверить работу аварийного радиомаяка прослушиванием тональных посылок и оставить этот режим на три часа (включить аварийную радиостанцию в режим радиомаяка на три часа). Далее в начале каждого часа передавать трехкратное сообщение о бедствии с переходом после каждого сообщения на 3 минуты в режим приема. В остальное время первых суток радиостанция переключается в режим приема, а последующих суток - выключается.

При наличии у экипажа переносного аварийного радиомаяка включить его на излучение.

Действия после вынужденной посадки на воду или приводнении с парашютом

51. Решение о вынужденной посадке на воду или покидании воздушного судна с парашютами над водной поверхностью принимает командир воздушного судна с учетом следующих факторов:

развития аварийной ситуации на борту воздушного судна и оценкой предполагаемого ее исхода;

типа и оснащения воздушного судна и его плавучести; состояния водной поверхности и скорости ветра;

специальной подготовки и экипировки членов экипажа воздушного судна.

52. Перед вынужденной посадкой на воду командир воздушного судна подает следующие команды:

"Приготовить для использования индивидуальные и групповые плавсредства, носимые и бортовые аварийные запасы, аварийные средства радиосвязи";

"Всем пассажирам и членам экипажа надеть спасательные жилеты (пояса), но не наполнять их внутри воздушного судна";

"Пристегнуть привязные ремни".

Командир воздушного судна указывает также порядок открытия основных и запасных люков (выходов).

53. Командир и члены экипажа в случае аварийной ситуации обязаны действовать в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации (инструкции экипажу) для данного воздушного судна.

54. Покидание воздушного судна, совершившего вынужденную посадку на воду, осуществляется по команде командира воздушного судна после окончания глиссирования.

55. При покидании воздушного судна на воде экипаж должен:

открыть двери и люки, опустить на воду, в сторону противоположную крену воздушного судна, групповые спасательные плавсредства;

переправить на плавсредства в первую очередь раненых, детей и пассажиров;

погрузить на плавсредства групповые и индивидуальные аварийно-спасательные средства, ССЖ, полетную документацию;

проверить наличие всех членов экипажа и переправить их на плавсредства;

обрезать фалы крепления плавсредств к воздушному судну и отплыть от него на безопасное расстояние;

собрать плоты и лодки ближе друг к другу и связать.

56. При нахождении на плавсредствах командир воздушного судна должен:

обеспечить оказание первой медицинской помощи пострадавшим;

привести в действие аварийные радиостанции и радиобуи (порядок работы указан в пункте 50), а также подготовить к использованию средства визуальной сигнализации;

определить свое местонахождение и отметить на карте место погружения воздушного судна;

учесть запасы питьевой воды и пищи и установить, при необходимости, суточную норму их расходования;

организовать дежурство по наблюдению за морем, воздухом и состоянием плавсредств.

57. При появлении воздушных судов, кораблей и других морских судов принять меры к установлению с ними радиосвязи, обозначить себя, используя имеющиеся пиротехнические и светотехнические средства.

58. После вынужденной посадки на воду (приводнении с парашютом) членам экипажа и пассажирам для сохранения своей жизни и работоспособности необходимо руководствоваться рекомендациями специальных памяток по действиям в аварийных ситуациях, находящихся в НАЗах.

Организация поисково-спасательных работ

59. Организация ПСР включает:

принятие решения на проведение ПСР;

доклад о принятом решении командующему объединением ВВС;

передача решения командующего на КЦПС, ЗЦ (РЦ) ЕС ОрВД;

подъем дежурных поисково-спасательных сил и средств;

взаимодействие с органами ЕС ОрВД по обеспечению безопасности проведения ПСР;

управление поисково-спасательными силами и средствами при поиске, оказании помощи потерпевшим бедствие и их эвакуации;

ведение учетно-отчетной документации (рабочей карты и т.д.);

информирование КЦПС, ГКЦПС, центров ЕС ОрВД о ходе проведения ПСР.

60. ПСР с применением авиационных поисково-спасательных сил и средств начинаются в случае:

получения сигнала бедствия с борта воздушного судна;

получения доклада от экипажа воздушного судна, наблюдавшего бедствие;

получения сообщения о бедствии от очевидцев бедствия;

получения сообщения о бедствии от правоохранительных органов или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

неприбытия воздушного судна в пункт назначения в течение 10 мин. после расчетного времени и отсутствия радиосвязи с ним в течение более 5 мин.;

если экипаж воздушного судна получил разрешение на посадку и не произвел ее в установленное время с потерей радиосвязи с ним;

потери радиосвязи с экипажем воздушного судна и одновременного пропадания отметки радиолокационной проводки или потери радиосвязи более чем на 5 минут, если радиолокационная проводка не велась;

получения и подтверждения сведений из МКВЦ международной спутниковой системы "КОСПАС-САРСАТ" для определения местонахождения воздушных и морских судов, потерпевших бедствие;

возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

наличия указаний КЦПС.

61. ПСР считается начатой с момента подачи команды на вылет (выход) дежурным поисково-спасательным силам и средствам (подачи команды на перенацеливание на поиск находящимся в полете воздушным судам), а оконченной - с окончанием эвакуации пострадавших в лечебные учреждения, на ближайший аэродром (в населенный пункт) или с момента установления факта гибели экипажа воздушного судна.

62. Решение на проведение ПСР, подъем дежурных поисково-спасательных воздушных судов и выход НПСК принимает начальник смены КЦПС или начальник смены РКЦПС. О принятом решении начальник смены КЦПС (РКЦПС) докладывает командующему объединением ВВС зоны авиационного поиска и спасания.

63. Руководители полетов (авиационные диспетчеры) и персонал пунктов управления полетами при возникновении ситуаций, предусмотренных в пункте 60 настоящей главы, инициируют начало проведения ПСР после доклада в КЦПС и получения его разрешения на применение поисково-спасательных сил и средств.

64. Руководителем ПСР в зоне авиационного поиска и спасания является командующий объединением ВВС, который, получив доклад от начальника смены КЦПС (РКЦПС), должен:

оценить обстановку, принять решение на проведение ПСР;

поставить задачу должностным лицам на проведение ПСР;

назначить руководителя ПСР в районе бедствия;

руководить через органы управления проведением ПСР;

организовать взаимодействие поисково-спасательных сил и средств, находящихся в зоне авиационного поиска и спасания, а также с поисково-спасательными силами и средствами смежных зон;

выделять, при необходимости, дополнительные силы и средства;

организовать контроль за соблюдением мер безопасности;

установить местный режим использования воздушного пространства, а, при необходимости, обращаться в Главный центр ЕС ОрВД для установления временного режима использования воздушного пространства.

65. При принятии решения на проведение ПСР необходимо учитывать:

удаление мест базирования дежурных поисково-спасательных сил и средств, а также средств, привлекаемых дополнительно к проведению ПСР, от района бедствия;

возможность применения поисковых сил и средств по физико-географическим и климатическим условиям;

уровень подготовки экипажей поисково-спасательных воздушных судов;

целесообразность привлечения дополнительных поисково-спасательных сил и средств;

возможность организации постоянного контроля за действиями поисково-спасательных сил и средств и надежного управления ими при проведении ПСР.

66. При вылете дежурного поисково-спасательного воздушного судна на проведение ПСР руководитель полетов (авиационный диспетчер, начальник смены КЦПС) должен принять меры по замене его на дежурстве другим воздушным судном с экипажем, подготовленным к ПСР.

67. При проведении ПСР над безориентирной местностью или над водной поверхностью поисково-спасательные воздушные суда для обеспечения взаимопомощи должны направляться парами.

68. Управление поисково-спасательными силами и средствами при поиске, оказании помощи и эвакуации потерпевших бедствие осуществляется руководителем ПСР в порядке, изложенном в Федеральных авиационных правилах поиска и спасания в государственной авиации* и в настоящем Наставлении.

69. Расчет дежурной смены пункта управления ведет рабочую карту ПСР, на которой отражаются все этапы проведения ПСР.

70. При сборе дополнительных сведений о воздушном судне, потерпевшем бедствие, расчет дежурной смены пункта управления уточняет:

наличие аварийно-спасательных средств на борту воздушного судна;

маршрут, высоту и скорость полета, расчетное время прибытия на аэродром посадки, данные радиолокационной проводки и время потери радиосвязи с экипажем воздушного судна;

метеорологические условия полета, прогноз погоды в районе бедствия, запас светлого времени;

аэродром и время вылета дежурного поисково-спасательного воздушного судна, пункты выхода и маршруты движения НПСК, способы их наведения;

результаты поиска и опроса местного населения.

В зависимости от обстоятельств и характера бедствия могут потребоваться и другие сведения.

71. В ходе проведения ПСР расчет дежурной смены пункта управления информирует о всех этапах ее проведения КЦПС своей зоны и ЗЦ ЕС ОрВД.

Действия поисково-спасательных сил при проведении поисково-спасательных работ

Действия экипажей поисково-спасательных воздушных судов

72. Получив команду на вылет и задачу на проведение ПСР, командир поисково-спасательного воздушного судна должен:

поставить задачу экипажу и СПДГ по возникшей аварийной ситуации и порядке проведения поиска;

произвести запуск, выруливание и взлет с разрешения пункта управления;

после взлета и набора заданной высоты включить бортовой комплекс поисковой аппаратуры;

не прекращая радиосвязи с пунктом управления, включиться на прослушивание аварийного сигнала;

регулярно докладывать на пункт управления о результатах поиска.

73. Выход в район поиска осуществляется с использованием всех средств навигации, а также:

при работе аварийного радиомаяка - с помощью радиотехнических средств поиска;

при наличии радиосвязи с потерпевшими бедствие - по их целеуказанию;

если над местом бедствия находится другое воздушное судно - по его целеуказанию или используя командную радиостанцию как привод;

по командам органа (пункта) управления;

при отсутствии вышеперечисленной информации - визуально.

74. Радиотехнический поиск является основным видом поиска.

Для увеличения дальности обнаружения объекта бедствия радиотехническими средствами выход в район бедствия выполняется в диапазоне высот: для самолетов - 6000-8100 м, для вертолетов - 600-1200 м.

О месте и времени пролета поисково-спасательным воздушным судном аварийного радиомаяка (радиобуя) экипаж докладывает на пункт управления и запрашивает разрешение на снижение для визуального обнаружения потерпевших бедствие.

75. Если в результате обследования района поиска с помощью радиотехнических средств потерпевшие бедствие не обнаружены и связь с ними не установлена, с разрешения пункта управления ПСР проводится визуальный поиск.

76. Визуальный поиск осуществляется по заданным квадратам, определенным с помощью палетки с сеткой визуального поиска. Палетка должна находиться на борту каждого поисково-спасательного воздушного судна. Разбивку района поиска на квадраты проводит пункт управления, непосредственно руководящий ПСР.

Обычно район поиска разбивается на квадраты размером 20x20 км согласно палетке с сеткой визуального поиска. При необходимости квадраты 20x20 км могут разбиваться на 4 квадрата 10x10 км.

Очередность обследования района поиска по квадратам указывается экипажу перед вылетом или сообщается по радио в полете.

77. Решение на визуальный поиск пункты управления, участвующие в проведении ПСР, а также экипажи поисково-спасательных воздушных судов оформляют на картах масштаба 1 : 200 000.

При использовании палетки с сеткой визуального поиска необходимо:

совместить поперечную ось палетки с северным направлением истинного меридиана;

совместить центр палетки с характерным ориентиром, определенным пунктом управления ПСР;

пронумеровать полученные на карте квадраты в соответствии с нумерацией палетки: (по вертикали - А, Б, В, Г, Д и т. д. от центра; по горизонтали -1, 2, 3, 4, 5 и т. д. вправо от центра).

В поиске потерпевших бедствие принимает участие весь экипаж, а также находящийся на борту личный состав СПДГ.

При поиске над горной, пустынной местностью, над тайгой, над водной поверхностью решением руководителя ПСР на борту воздушного судна могут находиться наблюдатели.

78. При визуальном поиске полет выполняется на высоте 500 - 600 (для вертолетов 200-300)м над рельефом местности (препятствиями, водной поверхностью). Высота полета может изменяться в зависимости от особенностей района поиска, метеорологических условий, уровня подготовки экипажа и характера объекта поиска.

79. Выполняя визуальный или радиотехнический поиск, экипаж должен обеспечить сплошной просмотр заданного района поиска с перекрытием 25%. Для этого рекомендуется выдерживать следующие расстояния между галсами:

над лесом - 1 км, над густым лесом - 0,5 км;

на открытой местности - 2 км.

Для выдерживания заданных маршрутов осмотра местности могут использоваться дымовые шашки или радиомаяки.

80. Визуальный поиск над густым лесом начинается с полета на большой высоте, обеспечивающей общий осмотр заданного района с целью обнаружения очагов пожара или дымов, а также для прослушивания сигналов аварийных радиостанций или установления связи с экипажем, потерпевшим бедствие.

81. Расстояние между галсами осмотра местности устанавливается не более двух высот полета. На участках местности с густой растительностью может выполняться дополнительный осмотр (с виража) или уменьшается расстояние между галсами и снижается высота поиска до установленной командиром (начальником) или пунктом управления ПСР, но не ниже минимальной безопасной высоты в данном районе.

82. При выполнении полетов на поиск в горах осуществляется осмотр ущелий, долин, горных рек. Осмотр горных вершин производится со всех сторон.

83. При установлении связи с потерпевшими бедствие экипаж поисково-спасательного воздушного судна запрашивает их о месте и характере бедствия, о состоянии здоровья и необходимой помощи, дает команду на включение аварийной радиостанции в режим "Маяк", обозначение себя сигнальными или подручными средствами.

84. При обнаружении места бедствия экипаж поисково-спасательного воздушного судна должен:

определить координаты места бедствия по карте;

обозначить место бедствия с помощью средств, имеющихся на борту воздушного судна; при отсутствии маркировочных средств необходимо принять все меры, чтобы обнаруженный объект не был потерян (записать время и курс полета, выполнить стандартный разворот или встать в вираж, набрать необходимую высоту и уточнить свое место с помощью наземных радиолокационных средств, пеленгаторов, приводных радиостанций и других средств);

сообщить потерпевшим бедствие по радио или эволюциями воздушного судна, что они обнаружены (сигналы для обмена информацией при ПСР приведены в приложении N 5 к настоящему Наставлению);

обеспечить наведение других поисково-спасательных средств на место бедствия.

85. Если потерпевшим бедствие требуется срочная помощь, а выполнить посадку на вертолете невозможно, необходимо произвести десантирование СПДГ и аварийно-спасательного имущества и снаряжения.

Решение о десантировании СПДГ принимает командир поисково-спасательного воздушного судна.

86. Командир поисково-спасательного воздушного судна должен сообщить по радио на пункт управления:

время обнаружения и координаты потерпевших бедствие;

наблюдаемое состояние и положение воздушного судна, наличие и видимое состояние членов экипажа и пассажиров;

информацию, переданную потерпевшим бедствие по радио или с помощью визуальных сигналов;

погоду в районе бедствия;

данные о рельефе и состоянии земной (водной) поверхности (волнении моря, ледовой обстановке), на которой находятся воздушное судно и люди, потерпевшие бедствие;

тип и расположение наземных средств передвижения, которые могут быть использованы (железнодорожный, водный, автомобильный, гужевой);

сведения о проходимости местности;

меры, которые уже были предприняты для оказания помощи;

данные о нанесенном ущербе.

87. В дальнейшем экипаж поисково-спасательного самолета действует в соответствии с указаниями органа (пункта) управления ПСР.

88. При возможности выполнения посадки экипаж поисково-спасательного вертолета, выбрав площадку для посадки, сообщает на пункт управления ПСР ее координаты и запрашивает разрешения на посадку.

При отсутствии радиосвязи с органом (пунктом) управления командир вертолета самостоятельно выбирает способ эвакуации потерпевших бедствие с учетом размеров площадки, препятствий на подходах, направления и скорости ветра и других факторов.

Подбор и посадку на площадку экипаж выполняет самостоятельно в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации.

Ответственность за безопасность посадки и эвакуацию потерпевших бедствие несет командир вертолета.

89. После посадки командир вертолета должен организовать оказание медицинской помощи пострадавшим и эвакуировать их на ближайший аэродром или в лечебное учреждение.

Первая медицинская помощь оказывается на месте бедствия в порядке само- и взаимопомощи.

Доврачебная и врачебная помощь оказываются непосредственно на месте бедствия медицинским персоналом, входящим в СПДГ и НПСК, а при невозможности оказания ее на месте - в ближайших лечебных учреждениях.

90. При пожаре на воздушном судне, потерпевшем бедствие, экипаж поисково-спасательного вертолета вместе с СПДГ после посадки должен немедленно приступить к эвакуации людей, в первую очередь раненых, и одновременно принять меры к ликвидации пожара.

91. Экипажи поисково-спасательных вертолетов, личный состав СПДГ должны знать способы быстрого извлечения из воздушных судов членов экипажа при аварии и пожаре с учетом расположения аварийных люков, а на пассажирских и транспортных самолетах - расположения аварийных выходов, открываемых с наружной стороны, и мест вскрытия фюзеляжа.

92. При обнаружении экипажа или пассажиров воздушного судна, потерпевшего бедствие над водной поверхностью, экипаж поисково-спасательного вертолета производит маркирование места бедствия с помощью средств, имеющихся на борту.

93. Для эвакуации потерпевших бедствие с водной поверхности командир поисково-спасательного вертолета оценивает возможность выполнения посадки и эвакуации потерпевших бедствие на плаву.

При невозможности выполнить посадку на воду командир вертолета производит десантирование СПДГ.

Десантирование из вертолета может выполняться парашютным способом, беспарашютным десантированием с режима висения с помощью спусковых устройств или лебедкой, а также на воду с высоты 6-8 м на скорости не более 30 км/час.

94. Подъем людей над сушей и водной поверхностью на борт вертолета в режиме висения производится при участии авиационных спасателей. Перед спуском спасателей на воду сбрасываются плавсредства, а спасатели надевают гидрокостюмы и спасательные жилеты.

Порядок подъема потерпевших бедствие определяет командир поисково-спасательного вертолета в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации.

95. В случае невозможности десантирования СПДГ, эвакуации потерпевших бедствие посадочным способом или с режима висения им сбрасываются укладки с аварийно-спасательным снаряжением и специальными грузами для обеспечения их жизнедеятельности.

96. Наведение кораблей, судов в район бедствия осуществляется экипажем поисково-спасательного воздушного судна по радио, а при отсутствии радиосвязи посредством установленных визуальных сигналов.

97. Если воздушное судно, потерпевшее бедствие, затонуло, командир вертолета должен с максимально возможной точностью обозначить место бедствия с помощью средств, имеющихся на борту, или осуществить привязку этого места к характерным ориентирам.

О месте затопления воздушного судна и сбросе маркировочных средств командир вертолета обязан доложить руководителю ПСР и находиться над объектом до получения указаний о последующих действиях.

98. Способы радиотехнического и визуального поиска, действия экипажа и СПДГ в зависимости от типа воздушного судна, времени года и суток, метеоусловий и других факторов, излагаются в инструкции экипажу дежурного поисково-спасательного воздушного судна, утверждаемой командиром авиационной части.

99. После выполнения ПСР командир поисково-спасательного воздушного судна о результатах докладывает командиру авиационной части.

Действия личного состава наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп

Действия наземных поисково-спасательных команд

100. Начальник НПСК перед заступлением на дежурство проверяет: знание составом команды своих обязанностей и мер безопасности при проведении ПСР;

экипировку и наличие необходимой документации: инструкции НПСК, схем расположения аварийных люков и проемов, карт с палеткой визуального поиска;

готовность транспортных средств, их заправку ГСМ и наличие схем автомобильных дорог в районе поиска;

наличие и исправность средств связи;

наличие и состояние аварийно-спасательного имущества и снаряжения;

исправность каналов оповещения для передачи команд о выходе на поиск.

О готовности команды к проведению ПСР ее начальник докладывает руководителю полетов (командиру авиационной части, заместителю командира авиационной части по ИАС).

101. Задачу НПСК на проведение ПСР ставит командир авиационной части или его заместитель, руководитель полетов.

При постановке задачи указываются:

время и место происшествия;

тип воздушного судна, потерпевшего бедствие, и позывной летчика;

характер происшествия;

число членов экипажа и пассажиров;

наличие аварийно-спасательных средств у потерпевших бедствие;

маршрут движения, характер местности и наличие населенных пунктов;

очередность осмотра участков местности или квадратов;

рекомендуемый способ поиска;

порядок связи с руководителем ПСР (ПУ) и поисковыми силами и средствами;

меры безопасности.

102. При проведении ПСР НПСК поддерживает непрерывную радиосвязь с пунктом управления ПСР и действует по его указаниям. При отсутствии связи с пунктом управления ПСР начальник НПСК принимает решения самостоятельно, сообразуясь с обстановкой, но о принятом решении он обязан всеми доступными средствами сообщить на пункт управления ПСР.

103. НПСК, прибыв в район поиска, разбивает, при необходимости, лагерь и устанавливает связь с пунктом управления ПСР (через ретранслятор), с поисково-спасательными воздушными судами и с другими группами поиска.

104. Для обнаружения потерпевших бедствие при работающем радиомаяке используются радиопеленгаторы. В противном случае осмотр местности производится визуально методами параллельного просмотра, контурного поиска, выборочной траектории. Особое внимание обращается на наличие дымов, воронок, поврежденных деревьев, следов горючего и смазочных материалов, металлических предметов. Дневное задание поисковым группам определяется с учетом возвращения их в лагерь в светлое время суток.

105. Для более детального обследования пересеченной или лесисто-болотистой местности квадраты 10 на 10 км разбиваются на более мелкие квадраты. Наземный поиск НПСК проводит путем прочесывания местности цепью с интервалом, обеспечивающим надежный просмотр и устойчивую визуальную связь. Крайние члены цепи прочесывания должны быть обеспечены средствами связи с пунктом управления наземного поиска и докладывать на ПУ обо всех обнаруженных объектах.

106. При обнаружении потерпевших бедствие начальник НПСК:

принимает все меры к сохранению жизни пострадавших;

оценивает обстановку на месте бедствия, производит его фотографирование или видеосъемку;

докладывает на пункт управления ПСР о принятых мерах и необходимой помощи;

организует тушение очагов пожара, оцепление места бедствия, его охрану, принимает меры по сохранению средств объективного контроля;

если необходимо, готовит площадку для посадки (зависания) вертолета.

107. Доврачебная и врачебная помощь оказываются непосредственно на месте бедствия медицинским персоналом из состава НПСК.

Врач (фельдшер) определяет характер травм и состояние пострадавших. В первую очередь оказывает медицинскую помощь пострадавшим, находящимся в критическом состоянии, и стабилизирует их состояние. Готовит пострадавших к эвакуации в стационарные лечебные учреждения, оказывая им на месте врачебную (доврачебную) помощь по жизненным показаниям.

Объем оказания медицинской помощи определен инструкцией по неотложной помощи при острых заболеваниях, травмах и отравлениях.

Очередность эвакуации пострадавших определяет врач (фельдшер) на месте бедствия при этом используется возможность консультации по радио у специалистов.

108. О принятом решении на эвакуацию пострадавших своими силами, выборе маршрута и его конечной точке (лечебном учреждении, населенном пункте, аэродроме и т. п.) начальник НПСК докладывает на пункт управления ПСР.

Действия спасательных парашютно-десантных групп

109. Старший СПДГ перед заступлением на дежурство должен проверить:

знание составом группы своих обязанностей и мер безопасности при проведении ПСР;

экипировку и наличие необходимой документации;

наличие и исправность средств связи;

наличие и состояние аварийно-спасательного имущества и снаряжения.

СПДГ должна получить задачу на летную смену (период дежурства), ознакомиться с особенностями предстоящих полетов и прогнозом погоды.

О готовности группы к проведению ПСР ее начальник докладывает руководителю полетов (командиру поисково-спасательного воздушного судна).

110. Задачу СПДГ на проведение ПСР ставит командир авиационной части, руководитель полетов или командир экипажа поисково-спасательного воздушного судна. При необходимости задача уточняется в воздухе.

111. СПДГ при проведении ПСР необходимо:

уточнить район бедствия, характер местности и метеоусловия;

осуществить подгонку снаряжения;

вести визуальный поиск (порядок визуального поиска определяет командир воздушного судна. Как правило, члены СПДГ просматривают всю доступную наблюдению местность через левые и правые блистеры фюзеляжа воздушного судна. В процессе поиска направление взгляда перемещается периодически от продольной оси воздушного судна в сторону и обратно, на удаление, равное предполагаемой дальности обнаружения объектов);

по команде командира воздушного судна десантироваться с парашютом, с помощью спускового устройства или с использованием бортовой лебедки вертолета.

112. После приземления (приводнения):

доложить командиру воздушного судна по радио о результатах приземления и обстановке в районе бедствия;

при пожаре на воздушном судне, потерпевшем бедствие, немедленно приступить к эвакуации людей, в первую очередь раненых, и принять меры к ликвидации пожара, используя для этого все имеющиеся и подручные средства;

оказывать помощь потерпевшим бедствие. Доврачебная и врачебная помощь оказываются непосредственно на месте бедствия медицинским персоналом, входящим в состав СПДГ.

113. Врач (фельдшер) определяет характер травм и состояние пострадавших. В первую очередь оказывает медицинскую помощь пострадавшим, находящимся в критическом состоянии и стабилизирует их состояние. Готовит пострадавших к эвакуации в стационарные лечебные учреждения, оказывая им на месте врачебную (доврачебную) помощь по жизненным показаниям.

114. Личный состав СПДГ:

оказывает помощь потерпевшим бедствие при эвакуации, особенно при эвакуации вертолетом с режима висения. Очередность эвакуации пострадавших определяет врач (фельдшер) на месте бедствия, при этом используется возможность консультации по радио у специалистов;

организует тушение очагов пожара, оцепление места бедствия, его охрану, принимает меры по сохранению средств объективного контроля;

если необходимо, готовит площадку для посадки (зависания) вертолета;

в дальнейшем действует по команде командира экипажа поисково-спасательного воздушного судна.

Управление поисково-спасательными силами и средствами при проведении поисково-спасательных работ

Сообщение о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие

115. Сообщение о воздушных судах, терпящих или потерпевших бедствие, относится к сообщениям, имеющим категории абсолютного приоритета. Порядок сообщения и оповещения о бедствии воздушного судна определен в статьях 92 и 93 Воздушного кодекса Российской Федерации* и Федеральными авиационными правилами поиска и спасания в государственной авиации**.

Задачи координационных центров поиска и спасания и пунктов управления полетами авиации

116. Задачи ГКЦПС при организации и проведении ПСР определены пунктом 56 Федеральных авиационных правил поиска и спасания в государственной авиации**.

117. На КЦПС зон авиационного поиска и спасания возлагаются следующие задачи:

координация действий органов и пунктов управления авиационными и наземными поисково-спасательными силами и средствами, находящихся на территории зоны авиационного поиска и спасания, при проведении авиационного поиска и спасания, а также организация взаимодействия между ними;

контроль готовности дежурных поисково-спасательных сил и средств зоны авиационного поиска и спасания к проведению ПСР;

доведение до пунктов управления полетами авиации федеральных органов исполнительной власти сведений о дежурных поисково-спасательных силах и средствах;

передача на пункты управления полетами авиации сигналов о бедствии воздушных судов;

доклад руководителю ПСР в зоне авиационного поиска и спасания, на ГКЦПС, взаимодействующие КЦПС и органы обслуживания воздушного движения о факте бедствия, принятых мерах и своих предложениях по оказанию помощи потерпевшим бедствие;

разработка предложений по вопросам проведения ПСР;

подъем дежурных поисково-спасательных сил и средств для проведении ПСР и в целях проверки их готовности;

контроль за вылетом и выходом дежурных авиационных и наземных поисково-спасательных сил и средств;

руководство проведением ПСР;

организация наращивания поисково-спасательных сил и средств в зависимости от обстановки;

контроль за полетами поисково-спасательных воздушных судов, действиями НПСК, а также обеспечение мер безопасности в ходе ПСР;

постоянная информация ГКЦПС о результатах поиска и принятых мерах в процессе выполнения ПСР;

ведение плана ПСР на карте;

анализ хода выполнения ПСР;

организация и проведение практических тренировок и тренажей с поисково-спасательными силами и средствами всех федеральных органов исполнительной власти в своей зоне;

ведение учетно-отчетной документации.

В каждой зоне авиационного поиска и спасания КЦПС оснащается средствами связи с:

а) ГКЦПС;

б) соответствующим центром ЕС ОрВД;

в) соответствующими вспомогательными центрами ЕС ОрВД;

г) соответствующими радиопеленгаторными и радиолокационными станциями в зоне авиационного поиска и спасания;

д) КЦПС соседних зон авиационного поиска и спасания;

е) береговыми радиостанциями, имеющими возможность произвести аварийное оповещение подводных судов в районе бедствия и поддерживать с ними связь;

ж) РКЦПС своей зоны авиационного поиска и спасания.

118. На РКЦПС возлагаются задачи:

координация действий органов и пунктов управления авиационными и наземными поисково-спасательными силами и средствами, находящимися на территории межрегионального территориального управления (МТУ) гражданской авиации, при проведении авиационного поиска и спасания, а также организация взаимодействия между ними;

контроль готовности дежурных поисково-спасательных сил и средств к проведению ПСР;

доведение до КЦПС сведений о дежурных поисково-спасательных силах и средствах;

передача на пункты управления полетами авиации сигналов о бедствии воздушных судов;

доклад руководителю ПСР (руководителю авиационной части, владельцу воздушного судна), КЦПС и органам обслуживания воздушного движения о факте бедствия, принятых мерах и своих предложениях по оказанию помощи потерпевшим бедствие;

разработка предложений по вопросам проведения ПСР;

подъем дежурных поисково-спасательных сил и средств для проведения ПСР и в целях проверки их готовности;

контроль за вылетом и выходом дежурных авиационных и наземных поисково-спасательных сил и средств;

руководство организацией проведения ПСР;

организация наращивания поисково-спасательных сил и средств в зависимости от обстановки;

контроль за полетами поисково-спасательных воздушных судов, действиями НПСК, а также обеспечение безопасности полетов в ходе ПСР;

постоянная информация КЦПС о результатах поиска и принятых мерах в процессе выполнения ПСР;

ведение плана ПСР на карте;

анализ хода выполнения ПСР;

организация и проведение практических тренировок и тренажей с поисково-спасательными силами и средствами на территории МТУ;

ведение учетно-отчетной документации.

119. Основными задачами, решаемыми расчетами органов (пунктов) управления полетами авиации по вопросам авиационного поиска и спасания являются:

сбор, обработка и анализ информации о воздушном судне, терпящем или потерпевшем бедствие, и доклад в КЦПС зоны ави

Приложение

Приложение №1 к Наставлению (п.11). Перечень аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп (280.95 Kb)
Приложение №2 к Наставлению (п.18). Степени готовности дежурных поисково-спасательных сил и средств. Предельные сроки проведения радиотехнического поиска (71.19 Kb)
Приложение №3 к Наставлению (п.20). Оснащение помещений для дежурных экипажей поисково-спасательных воздушных судов и спасательных парашютно-десантных групп (22.66 Kb)
Приложение №4 к Наставлению (п.21). Перечень основных документов по авиационному поиску и спасанию на координационных центрах поиска и спасания и пунктах управления полетами авиации (40.75 Kb)
Приложение №5 к Наставлению (п.84). Сигналы, применяемые при проведении поисково-спасательных работ (83.81 Kb)
Приложение №6 к Наставлению (п.151) (174.33 Kb)
Приложение №7 к Наставлению (п.166). Типовая схема расстановки поисковых сил и средств в районе расчетной точки посадки (по автоматическим КА) (23.4 Kb)
Приложение №8 к Наставлению (п.166). Типовая схема расстановки поисковых сил и средств в районе расчетной точки посадки (по пилотируемым КА) (23.99 Kb)