Реклама:
Реклама:

Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 января 2005 г. N 22 г. Москва Об утверждении Положения об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации

Зарегистрирован в Минюсте РФ 9 февраля 2005 г.
Регистрационный N 6316

Утвердить прилагаемое Положение об организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Министр
генерал-полковник милиции Р. Нургалиев

Приложение

Положение по организации деятельности военного образовательного учреждения высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации

Военное образовательное учреждение высшего профессионального образования, его задачи и структура

I. Общие положения

1. Военное образовательное учреждение высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации(1) является государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования, реализующим в соответствии с государственной лицензией профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования.

Военно-учебное заведение является юридическим лицом, регистрация которого осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Оно имеет Боевое Знамя воинской части, печати, штампы и бланки с наименованием вуза.

2. Военно-учебное заведение создается, реорганизуется и ликвидируется Правительством Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Главного командования внутренних войск МВД России и своим уставом.

Министерство внутренних дел Российской Федерации(2) по поручению Правительства Российской Федерации осуществляет полномочия учредителя после создания военно-учебного заведения, за исключением принятия решения о ликвидации или реорганизации.

Главное командование внутренних войск МВД России осуществляет руководство военно-учебным заведением Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Положением о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации(3).

3. Главными задачами (основной деятельностью) военно-учебного заведения, кроме установленных в Типовом положении(4), являются:

подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров - квалифицированных специалистов для внутренних войск МВД России;

профессиональная переподготовка и повышение квалификации офицеров, в том числе руководящего и научно-педагогического состава военно-учебных заведений(5);

всестороннее и гармоничное развитие личности будущих офицеров, воспитание их в духе патриотизма, верности воинскому долгу, формирование у них высоких нравственных и профессиональных качеств, любви к избранной профессии.

4. К военно-учебным заведениям внутренних войск МВД России относятся военные институты внутренних войск МВД России.

В военном институте внутренних войск МВД России осуществляется подготовка офицеров - специалистов с высшим военно-специальным образованием.

В военном институте внутренних войск МВД России могут создаваться подразделения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации, переподготовки) офицеров.

5. Наименование военно-учебного заведения устанавливается при его создании и изменяется в обязательном порядке при изменении его статуса.

Государственные награды в наименовании военно-учебного заведения не указываются.

6. На основе настоящего Положения в Главном командовании внутренних войск МВД России могут разрабатываться директивы, приказы, инструкции, наставления, организационно-методические указания и другие руководящие документы, отражающие особенности структуры и деятельности военно-учебного заведения.

7. Лицензирование, государственная аттестация и государственная аккредитация военно-учебного заведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Контроль за деятельностью военно-учебного заведения осуществляется в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации и главнокомандующим внутренними войсками МВД России.

8. Военно-учебные заведения в порядке, определяемом главнокомандующим внутренними войсками МВД России, могут объединяться в ассоциации (союзы), входить в состав учебно-методических объединений, научно-методических советов и комиссий.

II. Структура военно-учебного заведения

9. Структура и штат военно-учебного заведения разрабатываются на основе возложенных на него задач и образовательных программ. Штатная численность командования, научно-педагогического состава, слушателей, курсантов и адъюнктов6 военно-учебного заведения устанавливаются Министром внутренних дел Российской Федерации, изменения в штат вуза вносятся приказом главнокомандующего внутренними войсками МВД России.

Структура военно-учебного заведения включает в себя управление (начальник военно-учебного заведения, его заместители (помощники), начальники отделов и служб), основные и обеспечивающие структурные подразделения.

К основным структурным подразделениям военно-учебного заведения относятся: учебно-научные подразделения (факультеты, кафедры), научные подразделения, подразделения курсантов, подразделения дополнительного профессионального образования.

Обеспечивающими структурными подразделениями являются подразделения обеспечения и обслуживания, и другие структурные подразделения, предназначенные для обеспечения образовательного процесса и жизнедеятельности военно-учебного заведения.

Структурное подразделение военно-учебного заведения не является юридическим лицом. Статус и функции структурного подразделения определяются положением, утверждаемым в порядке, предусмотренном уставом военно-учебного заведения.

10. Факультет является учебно-научным подразделением военно-учебного заведения, осуществляющим подготовку курсантов по одной или нескольким родственным специальностям, проведение воспитательной работы с курсантами, профессиональную переподготовку и повышение квалификации офицеров, а также руководство научно-исследовательской работой кафедр.

В состав факультета входят: командование (начальник факультета, его заместители и помощники), учебная часть, кафедры и лаборатории, обеспечивающие подготовку курсантов по профилирующим дисциплинам специальностей факультета, подразделения курсантов.

В военно-учебном заведении могут создаваться факультеты, не имеющие в своем составе кафедр, не являющиеся учебно-научными подразделениями вуза и выполняющие функции по организации повседневной деятельности курсантов.

11. Кафедра является основным учебно-научным подразделением военно-учебного заведения, осуществляющим проведение учебной и методической работы, морально-психологического обеспечения образовательного процесса и научной деятельности, а также мероприятий по совершенствованию учебно-материальной базы.

Основными задачами кафедры являются: организация и проведение на высоком научном уровне учебной и методической работы по одной или нескольким родственным учебным дисциплинам, проведение воспитательной работы с курсантами, выполнение научных исследований, а также подготовка научно-педагогических и научных кадров, профессиональная переподготовка и повышение квалификации научно-педагогического состава по профилю кафедры.

Кафедра, как правило, организуется при наличии не менее восьми должностей профессорско-преподавательского состава. По согласованию с Главным командованием внутренних войск МВД России могут создаваться кафедры с численностью не менее пяти должностей профессорско-преподавательского состава.

Для обеспечения образовательного процесса на кафедре могут создаваться учебные лаборатории, методические и другие кабинеты.

12. Научные подразделения - научно-исследовательские отделы, лаборатории, группы и другие подразделения создаются для решения актуальных научных проблем, связанных с развитием военной теории и практики служебно-боевого применения внутренних войск МВД России по профилю военно-учебного заведения, разработки новых образцов вооружения и военной техники, способов их эксплуатации и боевого применения, обобщения и внедрения передового опыта обучения и воспитания, а также совершенствования военного образования и повышения качества подготовки офицеров, анализа и выработки предложений по становлению выпускников вуза. Научные подразделения приказом начальника военно-учебного заведения могут прикрепляться к кафедрам.

13. Подразделениями курсантов являются:

факультеты, не имеющие в своем составе кафедр;

курсы и учебные взвода в составе факультета; батальоны;

роты в составе батальона;

учебные взвода в составе роты;

отделения в составе учебного взвода.

В подразделениях курсантов осуществляется организация образовательного процесса и все виды его обеспечения, учебная и методическая работа по общевоинским уставам, строевой и физической подготовке.

14. Подразделениями дополнительного профессионального образования являются факультеты (отделения, курсы, классы) профессиональной переподготовки и повышения квалификации офицеров, реализующие дополнительные образовательные программы. Программы профессиональной переподготовки обеспечивают получение офицерами дополнительных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения нового вида военно-профессиональной деятельности в рамках ранее полученной специальности. Программы повышения квалификации обеспечивают обновление и повышение уровня теоретических знаний и практических навыков офицеров в соответствии требованиям к профессиональной подготовке военных кадров.

Образовательная деятельность военно-учебного заведения

I. Общие положения

15. Образовательная деятельность является основным видом деятельности военно-учебного заведения и включает в себя организацию и проведение учебной и методической работ, а также морально-психологическое обеспечение образовательного процесса.

16. Военно-учебное заведение при подготовке офицеров с высшим профессиональным образованием реализует профессиональные образовательные программы их подготовки, предназначенных для замещения первичных воинских должностей офицеров с перспективой выдвижения на вышестоящие воинские должности. Обучение осуществляется на базе среднего (полного) общего образования. Срок обучения соответствует срокам, установленным государственными образовательными стандартами, реализуемыми в вузе.

При обучении на базе среднего профессионального образования соответствующего профиля срок обучения решением Министра внутренних дел Российской Федерации при согласовании с Министерством образования и науки Российской Федерации может быть сокращен.

Лицам, завершившим обучение по указанным образовательным программам и прошедшим итоговую государственную аттестацию выпускников, присваивается соответствующая квалификация и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании соответствующей ступени.

17. Подготовка офицеров в военно-учебном заведении организуется по военным специальностям, перечни которых определяются Министром внутренних дел Российской Федерации, и по специальностям, определенным государственными образовательными стандартами высшего и среднего профессионального образования.

Форма получения высшего военно-профессионального образования - очная.

18. Военно-учебное заведение путем целенаправленной организации образовательного процесса, выбора методов и средств обучения с соблюдением требований безопасности создает обучающимся необходимые условия для освоения профессиональных образовательных программ по установленным для вуза специальностям.

19. Организатором и руководителем образовательного процесса в вузе является начальник военно-учебного заведения.

На основе требований нормативных правовых актов к подготовке офицерских кадров, анализа и оценки результатов работы, наличия и состояния учебно-материальной базы начальник военно-учебного заведения принимает решение на организацию образовательного процесса в вузе на предстоящий год(7), где определяет:

основные направления, на которых сосредотачиваются усилия вуза в новом учебном году;

изменения и уточнения, которые необходимо внести в учебный план, программы;

новые темы, которые необходимо включить для изучения с курсантами, перераспределение времени между учебными дисциплинами, семестрами, темами и видами занятий (в установленных пределах);

порядок вывода учебных подразделений на территорию учебного центра (состав, количество, время);

сроки и место проведения войсковой стажировки, учебной, производственной и других видов практики, командно-штабных, тактических (тактико-специальных) учений, учений с боевой стрельбой, боевых стрельб и привлекаемые силы и средства;

порядок проведения курсантами занятий с личным составом воинских частей гарнизона, подразделений обеспечения и обслуживания вуза, а также с курсантами младших курсов военно-учебного заведения;

сроки, состав и порядок подготовки подразделений вуза к участию в параде войск и других мероприятиях местного гарнизона;

целевые установки, сроки и порядок проведения учебно-методических сборов и занятий в системе командирской подготовки с профессорско-преподавательским составом;

использование (распределение) вооружения и военной техники, учебных объектов по основным дисциплинам подготовки;

распределение и закрепление профессорско-преподавательского состава по курсам и учебным группам (отделениям, взводам), а также привлечение командиров подразделений для проведения занятий с курсантами в качестве руководителей, помощников руководителей практических занятий по военно-профессиональным дисциплинам;

сроки разработки и рассмотрения на ученом совете военно-учебного заведения основных документов планирования на новый учебный год.

В решении указываются и другие необходимые вопросы, относящиеся к организации и планированию образовательного процесса в военно-учебном заведении.

20. Планирование образовательного процесса в военно-учебном заведении представляет собой комплекс мероприятий, выполняемых должностными лицами вуза по разработке документов регламентирующих согласованную деятельность всех подразделений по обучению и воспитанию постоянного и переменного состава вуза8.

Основными задачами планирования образовательного процесса являются:

придание образовательному процессу организованности, целенаправленности и логической последовательности в наращивании знаний и навыков у обучаемых;

оптимизация объема знаний и умений выпускников;

определение наиболее целесообразных и конкретных условий, форм и методов для достижения максимальной эффективности обучения и воспитания;

обеспечение формирования у курсантов высоких идейно-нравственных и военно-профессиональных качеств в ходе всех занятий;

обеспечение повышения квалификации профессорско-преподавательского состава и командиров подразделений курсантов, совершенствования учебной, воспитательной и методической работы;

учет требований войск, опыта войн, в том числе локальных;

организация самостоятельной работы курсантов на основе научной организации труда;

постоянное развитие, совершенствование и эффективное использование учебно-материальной базы, технических средств обучения.

21. Планирование образовательного процесса осуществляется учебным отделом вуза (факультета) совместно с кафедрами и батальонами (факультетами) курсантов на основе решения начальника военно-учебного заведения и под его руководством, исходя из задач по подготовке кадров для внутренних войск МВД России, с учетом емкости учебно-материальной базы, особенностей дислокации вуза и других условий, оказывающих влияние на его организацию.

Планирование образовательного процесса должно заканчиваться не позже, чем за две недели до начала учебного года.

22. Преподаватели и курсанты привлекаются к выполнению задач, не связанных с реализацией профессиональных образовательных программ, только по решению Министра внутренних дел Российской Федерации.

На крупные гарнизонные мероприятия (парады войск и другие), для ликвидации последствий стихийных бедствий преподаватели и курсанты привлекаются в установленном порядке в границах гарнизона решением главнокомандующего внутренними войсками МВД России с последующим докладом Министру внутренних дел Российской Федерации.

Привлечение их к участию в мероприятиях за пределами гарнизона производится решением Министра внутренних дел Российской Федерации.

О случаях нарушения образовательного процесса и проведения мероприятий, отрицательно влияющих на его ход, начальник военно-учебного заведения обязан немедленно докладывать главнокомандующему внутренними войсками МВД России с последующим докладом Министру внутренних дел Российской Федерации.

II. Учебная работа
Организация учебной работы

23. Учебная работа является важнейшей составной частью образовательной деятельности военно-учебного заведения. Она включает в себя планирование, организацию и проведение всех видов учебных занятий, текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, а также итоговой государственной аттестации.

Учебный год в военно-учебном заведении начинается с 1 сентября и делится на два семестра, каждый из которых заканчивается экзаменационной сессией. У курсантов первого курса учебный год начинается 1 августа, с ними проводится общевойсковая подготовка продолжительностью не менее одного месяца.

Общий объем учебной работы курсантов, включая самостоятельную работу, планируется из расчета не более 54 часов в неделю, из них не менее 3 часов отводится на занятия по факультативным дисциплинам. Нагрузка курсантов всеми видами учебных занятий с преподавателем не должна превышать в среднем за период обучения - 36 часов в неделю. На выпускном курсе - 30 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят занятия по факультативным дисциплинам.

На учениях, в период полевых выходов, на занятиях в учебных центрах, на полигонах учебная работа с преподавателем планируется из расчета не более 46 часов в неделю, в период войсковой стажировки и всех видов практик, установленных государственным образовательным стандартом, - не более 40 часов в неделю.

24. Начальник военно-учебного заведения и его заместители (помощники) обязаны лично участвовать в проведении всех видов учебных занятий с постоянным и переменным составом военно-учебного заведения.

Распределение часов учебной нагрузки на начальника военно-учебного заведения и его заместителей (помощников) проводится на кафедрах в начале учебного года и утверждается приказом начальника вуза. При этом общий объем учебной нагрузки на учебный год не может быть менее половины от установленной нагрузки для штатной должности преподавателя кафедры.

25. Содержание образования и организация образовательного процесса по каждой специальности, установленной для военно-учебного заведения, определяются основной профессиональной образовательной программой высшего и послевузовского профессионального образования, которая включает в себя:

государственные требования к содержанию и уровню подготовки выпускников, которые устанавливаются соответствующим государственным образовательным стандартом, и квалификационными требованиями к военно-профессиональной подготовке выпускников, являющимися дополнением к соответствующим государственным образовательным стандартам;

учебный план, программы учебных дисциплин(9), программы практик и стажировок.

26. Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной специальности являются частью государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

27. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников(10) определяют военно-профессиональное предназначение офицеров - выпускников военно-учебного заведения по установленной военно-учетной специальности.

Квалификационные требования, учебные планы и образовательные программы разрабатываются на каждую специальность. Председателем комиссии по их разработке является заместитель главнокомандующего внутренними войсками МВД России. В состав комиссии включаются представители от управлений Главного командования внутренних войск МВД России, оперативно-территориальных объединений (округов, региональных управлений, региональных командований и других видов оперативно-территориальных объединений)(11) внутренних войск МВД России и представители военно-учебных заведений. Квалификационные требования, учебные планы и образовательные программы согласовываются с управлениями Главного командования внутренних войск МВД России, утверждаются главнокомандующим внутренними войсками МВД России и доводятся до военно-учебного заведения не позднее, чем за один год до начала подготовки офицеров по данной специальности.

28. Квалификационные требования, учебные планы и образовательные программы должны действовать в течение полного срока подготовки офицеров по данной специальности.

29. Учебные планы и образовательные программы определяют организацию и содержание подготовки офицеров и разрабатываются на основе государственных образовательных стандартов и квалификационных требований. Они должны отвечать следующим основным требованиям:

обеспечивать качественную реализацию государственных образовательных стандартов и квалификационных требований, устанавливать оптимальный объем содержания и соответствие теоретического и практического обучения;

быть научно обоснованными, соответствовать достижениям науки и техники, предусматривать использование в образовательном процессе прогрессивных форм и методов обучения и воспитания, современной учебно-материальной базы;

предусматривать резерв времени для оперативного внесения в них необходимых уточнений;

обеспечивать высокую теоретическую, военно-профессиональную и практическую направленность обучения курсантов.

Учебные планы и образовательные программы подписываются лицами, ответственными за их разработку, утверждаются главнокомандующим внутренними войсками МВД России и согласовываются с Министерством образования и науки Российской Федерации.

Образовательные программы по специальности и соответствующим им специализациям могут объединяться в сборник образовательных программ.

30. Учебный план определяет:

продолжительность и последовательность периодов теоретического и практического обучения, экзаменационных сессий, каникулярных отпусков, разработки выпускной квалификационной работы и итоговой государственной аттестации;

перечень изучаемых учебных дисциплин, войсковых стажировок и практик, последовательность их реализации по семестрам обучения, учебное время, отводимое на изучение каждой дисциплины, его распределение по семестрам и видам учебных занятий;

формы промежуточной аттестации по каждой дисциплине, их перечень выносимых на итоговую государственную аттестацию.

31. Учебный план и образовательные программы разрабатываются на каждую специальность. На те из них, по которым ведется подготовка офицеров в двух и более военно-учебных заведениях, может разрабатываться и утверждаться типовой учебный план.

Для внесения в учебный план и образовательные программы изменений и дополнений, связанных с реализацией требований Министра внутренних дел Российской Федерации и главнокомандующего внутренними войсками МВД России, а также оперативного отражения достижений военной науки, техники и передового служебно-боевого опыта войск начальнику военно-учебного заведения предоставляется право:

перераспределять время между учебными дисциплинами (в пределах данной группы учебных дисциплин), сокращать или увеличивать количество часов на изучение дисциплины в объеме до 10 процентов отведенного на нее времени;

вводить (исключать) в учебную дисциплину новые темы, перераспределять время на ее изучение между семестрами (курсами), а также по темам и видам занятий в пределах 25 процентов отведенного на нее времени.

32. На основе утвержденного учебного плана в военно-учебном заведении могут разрабатываться рабочие учебные планы:

при необходимости внесения в образовательный процесс существенных изменений в пределах прав, предоставленных начальнику военно-учебного заведения;

для обеспечения перехода к обучению по новым учебным планам (могут разрабатываться для всех курсов, кроме выпускного);

в интересах учета особенностей организации и материально-технического обеспечения образовательного процесса в конкретном военно-учебном заведении (на основе утвержденного в установленном порядке типового учебного плана).

Рабочий учебный план может разрабатываться также на основе утвержденного типового учебного плана в интересах учета особенностей организации и материально-технического обеспечения учебного процесса в конкретном вузе.

Рабочие учебные планы рассматриваются ученым советом военно-учебного заведения и утверждаются начальником военно-учебного заведения.

33. На основе утвержденного учебного плана военно-учебного заведения могут разрабатываться индивидуальные планы обучения курсантов. Индивидуальные планы рассматриваются ученым советом военно-учебного заведения и утверждаются начальником военно-учебного заведения.

34. Учебная программа определяет научное содержание, объем изучаемого материала и методическое построение учебной дисциплины. Содержание и объем изучаемого материала должны соответствовать бюджету времени, отводимому на изучение учебной дисциплины. Учебная программа разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана. По дисциплинам, общим для нескольких военно-учебных заведений, могут разрабатываться типовые учебные программы.

Учебная программа по дисциплине включает: целевую установку; организационно-методические указания; наименование разделов, тем и их краткое содержание; распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий.

Целевая установка учебной программы определяет конечный результат, который необходимо достигнуть при изучении данной дисциплины. В ней должно быть указано, с чем должны быть ознакомлены курсанты, что они должны изучить, знать, уметь и какие приобрести навыки в результате изучения дисциплины. Целевая установка является одновременно целевой установкой для преподавателей и обучаемых. Для преподавателей она указывает, как достичь конечных результатов, а для обучаемых - что, как и с каким уровнем освоения необходимо изучить.

Организационно-методические указания отражают роль и место данной учебной дисциплины в подготовке специалистов, особенности изучения разделов и тем, взаимосвязь с другими дисциплинами, виды контроля знаний по дисциплине и другие необходимые вопросы. В них излагаются основные рекомендации по организации и методике обучения курсантов, указываются теоретические и научные основы дисциплины, на каких знаниях, умениях и навыках курсантов базируется преподавание, какие учебные дисциплины ее обеспечивают, рассматриваются особенности организации и методики проведения различных видов занятий, отработке разделов и отдельных тем.

Разделы и темы дисциплины, их объем, направленность, содержание, логическая последовательность, взаимообусловленность и взаимосвязь должны обеспечивать заданный объем и уровень знаний, умений и навыков курсантов. Темы должны быть актуальными, а объем и содержание учебного материала в них оптимальными и обеспечивать высокое качество подготовки курсантов. Содержание разделов и тем должно предусматривать изложение курса на уровне последних достижений науки, техники и военного дела в методически правильной последовательности, органическое сочетание теоретической и практической подготовки, выработку у курсантов умения применять теоретические знания в служебно-боевой деятельности подразделений и воинских частей внутренних войск МВД России.

Распределение учебного времени по разделам, темам и видам учебных занятий должно обеспечивать выполнение государственных образовательных стандартов и квалификационных требований, целесообразное соотношение теоретического и практического обучения. На разделы и темы, которые являются определяющими при формировании военного специалиста, а также для изучения учебного материала на уровнях "знать", "уметь" и "навык" выделяется наибольшее количество учебного времени.

Достижение этих уровней обеспечивается следующими видами занятий:

ознакомление - лекциями, самостоятельными занятиями под руководством преподавателя;

знания - лекциями, семинарами, групповыми и самостоятельными занятиями под руководством преподавателя, лабораторными занятиями;

умения - всеми видами практических занятий;

навыки - практическими занятиями и тренировками.

Образовательные программы по специальности (специализации) оформляются в виде сборника программ. Учебные программы располагаются в сборнике в той же последовательности, что и дисциплины в учебном плане.

35. В целях обеспечения логической последовательности изучения учебных дисциплин, разделов и тем, а также согласования их содержания и прохождения по времени, при необходимости могут разрабатываться структурно-логические схемы (сетевые графики) подготовки специалистов и структурно-логические схемы изучения дисциплин, которые используются для разработки документов планирования образовательного процесса в вузе.

36. Тематический план изучения дисциплины разрабатывается на основе образовательной программы и является основным рабочим документом кафедры и преподавателя. Он конкретизирует содержание, методическое построение и организацию изучения данной учебной дисциплины.

Тематический план разрабатывается на период действий учебных планов и программ и содержит: распределение учебного времени по семестрам и видам учебных занятий; план изучения дисциплины по видам учебных занятий с перечнем тем и учебных вопросов, указаниями по материальному обеспечению занятий, заданиями на самостоятельную подготовку; перечень учебной литературы; организационно-методические указания, взаимосвязь с другими дисциплинами.

Тематический план разрабатывается кафедрой, батальоном (факультетом) курсантов для каждой специальности (специализации) по годам обучения за весь изучаемый курс, подписывается (утверждается) начальником кафедры (факультета), командиром батальона курсантов и утверждается начальником военно-учебного заведения, его заместителем или начальником факультета (по подчиненности кафедры).

Перед очередным учебным годом в тематический план могут вноситься все необходимые изменения, касающиеся содержания, организации и методики преподавания дисциплины.

Предложения по внесению изменений (дополнений) в тематический план первоначально обсуждаются на заседании кафедры, на которой преподается дисциплина, а затем обсуждаются на заседаниях ученого совета и (или) методического совета вуза.

Изменения утверждаются (подписываются) лицом, утвердившим тематический план.

При переходе к обучению курсантов по новым учебным планам и образовательным программам в тематические планы вносятся необходимые дополнения и уточнения, а при необходимости составляется отдельный тематический план (с включением в него изученного материала по данной дисциплине до введения новой образовательной программы).

37. Расписание учебных занятий является одним из основных документов, регламентирующих учебную работу вуза. Оно составляется учебным отделом военно-учебного заведения на семестр, согласовывается с начальниками (заведующими)12 кафедр и командирами подразделений курсантов, утверждается начальником военно-учебного заведения и доводится до преподавательского состава, подразделений курсантов не позднее, чем за 15 дней до начала занятий. В военно-учебных заведениях, где подготовка обучаемых включает вождение боевых машин и стрельбы, допускается составление расписания учебных занятий на месяц.

В расписании указываются: подразделение курсантов, учебная дисциплина, вид занятия и номер темы, дата, время и место его проведения, фамилии преподавателей, проводящих занятие.

Исходными документами для составления расписания занятий являются: учебные планы и образовательные программы, структурно-логические схемы (сетевые графики), план-календарь основных мероприятий вуза, график-календарь учебного процесса, тематические планы изучения дисциплин и планы распределения преподавателей по батальонам (факультетам) курсантов, ротам (курсам) и учебным группам (взводам).

Расписание занятий должно удовлетворять следующим основным требованиям:

соответствовать учебному и тематическим планам по количеству учебного времени, видам и темам занятий;

строго выдерживать логическую последовательность изучения дисциплин;

соответствовать принципам научной организации труда обучаемых и профессорско-преподавательского состава;

учитывать возможности учебно-материальной базы и предусматривать ее рациональное использование.

При составлении расписания учебных занятий учебным отделом вуза учитываются:

согласование по времени изучения тем и занятий взаимосвязанных дисциплин;

последовательности в изучении взаимосвязанных дисциплин образовательной программы;

равномерное распределение в учебном году (семестре, месяце) учебных занятий по дисциплине с обязательным учетом логической последовательности изучения дисциплины;

равномерное распределение по неделям, семестрам (месяцам) сложных видов учебных занятий и контрольных мероприятий;

соблюдение рациональных временных интервалов между лекциями и семинарами, практическими занятиями и упражнениями;

целесообразное распределение в семестре (месяце) плановых часов самостоятельной работы курсантов;

соблюдение бюджета календарного времени по неделям, месяцам и семестрам;

выделение для командного, профессорско-преподавательского состава, командиров учебных подразделений дней для проведения занятий в группах командирской подготовки и методических занятий на факультетах, кафедрах и батальонах курсантов;

возможности командного, профессорско-преподавательского состава по учебной нагрузке, объему методической и научной работы;

емкость и пропускная способность учебно-материальной базы и обеспеченность техникой;

требования общевоинских уставов, наставлений, руководств, курсов стрельб, вождения и других руководящих документов;

рациональное использование времени для следования к местам занятий.

38. Расписание занятий и экзаменов составляется учебным отделом вуза, утверждается начальником военно-учебного заведения и доводится до преподавателей, курсантов не позднее, чем за две недели до начала экзаменационной сессии.

Расписание занятий и экзаменов вывешивается в учебном корпусе в специально отведенных местах.

Выписки из расписаний занятий и экзаменов для каждого учебного подразделения (курса, роты, батальона курсантов) выдаются в подразделения и на кафедры (факультеты).

Расписания учебных занятий и экзаменов хранятся в учебном отделе военно-учебного заведения в течение обучения данного подразделения курсантов в вузе.

39. В ротах (на курсах) курсантов лично командирами рот (курсов) составляются расписания занятий с личным составом роты (курса) на неделю, которые подписываются им и утверждаются накануне в пятницу командиром батальона (факультета).

В расписании занятий с личным составом роты (курса) на неделю указываются: дата и дни проведения; часы проведения физических зарядок, факультативов, занятий, самостоятельных подготовок и других мероприятий согласно утвержденного распорядка дня для каждого учебного взвода (подразделения) курсантов; предметы обучения, виды занятий, номера и содержание тем занятий, учебных вопросов, номера, название и время отрабатываемых нормативов; место проведения; должностное лицо ответственное за проведение; название руководств и пособий с указанием страниц; отметка о выполнении с датой и росписью командира подразделения курсантов.

Расписание хранится в роте (на курсе) курсантов в течение обучения данного подразделения курсантов в вузе.

40. Продолжительность всех видов учебных занятий под руководством преподавателей - не более 6 академических часов в день (кроме дней нахождения на полевых выходах, в учебном центре, стажировки, практики и при проведении других гарнизонных мероприятий), самостоятельной работы - не менее 3-4 академических часов. Продолжительность академического часа 45 минут, допускается проведение занятий без перерыва по 90 минут. Тактические, тактико-специальные, командно-штабные учения проводятся, как правило, непрерывно.

Учебные занятия

41. Основными видами учебных занятий являются: лекции, семинары, лабораторные занятия (работы), практические занятия, групповые упражнения и занятия, тактические (тактико-специальные) занятия и учения, командно-штабные учения, военные (военно-специальные) игры, теоретические (научно-практические) конференции, контрольные работы (занятия), самостоятельная работа курсантов, консультации, войсковая стажировка и практика. Кроме того, дополнительно в военно-учебном заведении могут проводиться другие виды учебных занятий, вводимые по решению ученого совета военно-учебного заведения.

42. Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области науки и техники, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

Проблемный характер лекции базируется на принципе проблемности знаний. Лектор создает систему проблемных ситуаций, излагает учебный материал, объясняет его, управляет процессом усвоения в виде готовых выводов или в форме постановки учебных проблем. Обучаемые усваивают знания и способы деятельности в условиях проблемных ситуаций путем восприятия объяснений лектора, их анализа.

Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией видеоматериалов, кинофильмов, схем, плакатов, показом моделей, приборов и макетов, использованием средств вычислительной техники.

Лекции читаются командованием вуза, начальниками кафедр, их заместителями, профессорами, доцентами и старшими преподавателями, как правило, для лекционных потоков. В порядке исключения к чтению лекций приказом начальника военно-учебного заведения могут допускаться наиболее опытные преподаватели, имеющие ученую степень или педагогический стаж не менее пяти лет. Если преподавание дисциплины осуществляется только одним преподавателем (специалистом), то он допускается к чтению лекции по данной дисциплине независимо от педагогического стажа. Лекции по актуальным проблемам военной теории и практики служебно-боевого применения внутренних войск МВД России могут читаться руководящим составом Главного командования, округов внутренних войск МВД России. Для чтения отдельных лекций могут приглашаться видные ученые и профессора из других высших учебных заведений, ведущие специалисты из округов внутренних войск МВД России, научных учреждений, предприятий оборонных отраслей промышленности.

43. Групповые занятия предназначены для более углубленного изучения организации, боевого применения и тактики действий воинских частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск МВД России и иностранных армий; изучения вооружения и военной техники (объектов), организации их применения, эксплуатации и ремонта; других теоретических положений изучаемых дисциплин, если проведение лекций по данной тематике нецелесообразно. Групповые занятия проводятся по различным дисциплинам учебного плана. Теоретическую базу их проведения составляют знания, полученные курсантами на лекциях и других занятиях.

Групповые занятия проводятся в специализированных классах, с максимальным использованием тренажерной, полевой учебной базы.

44. Семинары проводятся по основным и наиболее сложным темам (разделам) учебной программы и имеют целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение. Подготовка курсантов к семинару осуществляется на основе задания (плана семинара), которое разрабатывается на кафедре (предметно-методической комиссией) и доводится обучающимся до проведения первых занятий по теме семинара.

Достижение целей семинара может осуществляться различными методами. Наряду с традиционным вопросно-ответным методом могут применяться дискуссии, игровые ситуации, семинары с разделением учебного отделения, взвода на оппонирующие коллективы.

На семинаре, проводимом методом дискуссии, курсантам представляется возможность свободно излагать свое мнение по рассматриваемым вопросам, обосновывать и отстаивать его, критически оценивать выступления товарищей и вступать с ними в полемику, ставить перед преподавателем вопросы и требовать ответа на них.

В ходе семинара с использованием игровых ситуаций все теоретические вопросы после их обсуждения отрабатываются практически.

Семинар проводится не ранее 3-4 дней после завершения последнего занятия изучаемой темы. Продолжительность семинара, как правило, не менее четырех часов.

45. Лабораторные занятия (работы) имеют целью практическое освоение курсантами научно-теоретических положений изучаемой дисциплины, овладение ими техникой экспериментальных исследований и анализа полученных результатов, привитие навыков работы с лабораторным оборудованием, контрольно-измерительными приборами и вычислительной техникой. По выполнении лабораторной работы курсанты представляют отчет и защищают его. После защиты отчеты хранятся на кафедре до завершения обучения курсантов в военно-учебном заведении.

При проведении лабораторных занятий (работ) допускается разделение учебных групп на подгруппы по 12-15 курсантов, а для работ с вредными и опасными веществами - на подгруппы по 8-10 курсантов.

46. Практические занятия проводятся в целях: выработки практических умений и приобретения навыков в решении задач, выполнении чертежей, производстве расчетов, ведении рабочих карт, разработке и оформлении боевых и служебных документов; практического овладения иностранными языками; отработки упражнений, приемов и нормативов, определенных уставами, наставлениями и руководствами; освоения вооружения и военной техники (объектов), овладения методами их применения, эксплуатации и ремонта. Практические занятия могут проводиться методом тренировок. Главным их содержанием является практическая работа каждого курсанта.

47. Групповые упражнения проводятся по тактическим и тактико-специальным дисциплинам и имеют целью приобретение курсантами практического опыта в планировании, организации боевых действий, их обеспечении и управлении подразделениями. На групповом упражнении, как правило, все курсанты действуют в одной и той же роли, выполняя функции определенного должностного лица.

Групповые упражнения могут проводиться на местности, на картах, на макете местности, в классах управления боем, с применением вычислительной техники.

48. Тактические (тактико-специальные) занятия являются основой практического обучения курсантов и направлены на обучение курсантов практике организации, ведения и обеспечения боевых действий подразделений (отделения, взвода и им равных) и управления ими в бою.

Они проводятся на местности с вооружением и военной техникой и могут быть односторонними, двусторонними, с обозначением противника, с боевой стрельбой.

На тактических (тактико-специальных) занятиях совершенствуются ранее приобретенные и прививаются новые умения и навыки по выполнению обязанностей командира в бою. Учебные вопросы на них отрабатываются последовательно в соответствии с замыслом и тактической обстановкой, по времени и в темпе, присущим характеру изучаемого вида боя, без предварительного объяснения курсантам требуемых действий. Действия противника на них обозначаются управляемыми мишенями, средствами имитации, отдельными образцами военной техники, которыми управляет помощник руководителя занятий.

49. Тактические (тактико-специальные) учения носят комплексный характер и проводятся в полевых условиях и имеют целью приобретение практического опыта или совершенствование умений и навыков курсантов в организации, обеспечении боевых действий и управлении в бою подразделениями (ротой, батальоном и им равными). Курсанты исполняют на учениях обязанности командиров подразделений и других должностных лиц в соответствии с замыслом учения.

Тактические (тактико-специальные) учения в вузах проводятся по темам, охватывающим несколько видов боя на незнакомой местности в отрыве от расположения военно-учебного заведения.

Руководителями ротных тактических (тактико-специальных) учений с курсантами назначаются начальники кафедр, командиры батальонов курсантов. Руководителем ротных тактических (тактико-специальных) учений с боевой стрельбой является начальник военно-учебного заведения, а заместителями руководителя назначаются: заместитель начальника военно-учебного заведения и начальники кафедр.

На тактические (тактико-специальные) учения при необходимости могут привлекаться по решению начальника военно-учебного заведения преподаватели других кафедр и офицеры служб вуза. С целью обучения курсантов способам и технике выполнения обязанностей командиров и солдат в бою, а также с целью боевого слаживания подразделений могут проводиться тактико-строевые занятия. Они проводятся односторонними, как правило, на оборудованной в инженерном отношении местности методом тренировок в составе подразделения курсантов, как с материальной частью, так и без нее.

50. Командно-штабные учения и военные (военно-специальные) игры носят комплексный характер и проводятся по важнейшим темам военно-профессиональных дисциплин с целью дать курсантам практику в самостоятельном исполнении конкретных должностей при планировании, организации и ведении боя, выполнении служебно-боевых задач (боевых действий) и их всестороннем обеспечении.

Руководителями тактических (тактико-специальных), командно-штабных учений и военных (военно-специальных) игр являются, как правило, начальник военно-учебного заведения или его заместители.

51. Теоретические (научно-практические) конференции проводятся, как правило, на завершающем этапе изучения дисциплины в интересах систематизации и углубления полученных знаний, выработки у курсантов навыков сбора, анализа и обобщения информации, подготовки докладов и сообщений, приобретения опыта публичных выступлений и ведения научных дискуссий. План проведения конференции выдается преподавателям и курсантам, принимающих участие в ней, не менее чем за месяц до ее проведения.

52. Обязательным документом преподавателя на каждом проводимом учебном занятии, в том числе и на самостоятельной подготовке является план (план-конспект)(13) его проведения. План разрабатывается преподавателем и утверждается начальником кафедры (председателем предметно-методической комиссии). При необходимости проект плана может рассматриваться на заседании кафедры (предметно-методической комиссии).

План занятия составляется в произвольной форме. Содержание плана зависит от вида занятия, подготовленности и опыта преподавателя. При составлении плана используется методическая разработка и учитываются реальные условия проведения занятия.

Тексты лекций, задания на семинары, лабораторные работы и другие учебно-методические материалы, необходимые для проведения учебных занятий, разрабатываются на кафедре, обсуждаются на заседании кафедры (предметно-методической комиссии) и утверждаются начальником кафедры.

Методическая разработка является документом кафедры (батальона), рекомендующим преподавателям (командирам подразделений) организацию и методику проведения занятий по темам дисциплины. Она разрабатывается заместителем начальника кафедры, старшим преподавателем (командиром роты, курса курсантов) имеющими опыт методической работы. Методическая разработка составляется по определенной теме, исходя из общих требований педагогической науки и принятого на кафедре (в батальоне курсантов) порядка изучения данной темы.

Методическая разработка содержит следующие сведения: наименование темы, учебные цели, время на изучение, общие организационно-методические указания по изучению темы (количество занятий, время на каждое занятие, особенности организации и методики их проведения); наименование каждого занятия, его учебные цели, время, место, основные формы и методы проведения; учебно-материальное обеспечение занятий; рекомендуемая литература, последовательный перечень учебных вопросов и методика их отработки; порядок применения объектов вооружения и военной техники, технических средств обучения и учебно-наглядных пособий; порядок подведения итогов занятий, содержание задания для самостоятельной работы курсантам. К ней могут прилагаться схемы, топографические карты с нанесенной обстановкой, таблицы, технологические (операционные) карты и другие материалы, необходимые для проведения занятий по данной теме.

Для проведения групповых упражнений, тактических (тактико-специальных), командно-штабных учений и военных (военно-специальных) игр разрабатываются учебные тактические или тактико-специальные задачи. В военно-учебном заведении на весь период обучения может разрабатываться система учебных задач, охватывающих ведение боевых действий на различной местности, в различных условиях обстановки. Для разработки учебных задач, используемых несколькими кафедрами, может создаваться межкафедральная рабочая группа с привлечением представителей учебного отдела, а также командиров подразделений курсантов.

Все виды учебно-методических материалов хранятся на кафедре в течение всего периода обучения курсантов в военно-учебном заведении по действующим учебным планам и программам.

53. Контрольные работы (занятия) выполняются в виде письменных ответов на вопросы, решения задач, выполнения контрольных заданий или практической проверки выполнения курсантами упражнений, приемов и нормативов. Содержание заданий на контрольную работу (занятие) и порядок ее выполнения устанавливаются кафедрой (предметно-методической комиссией).

54. Самостоятельная работа курсантов является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний, в том числе с использованием автоматизированных обучающих курсов (систем), а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, зачетам и экзаменам. Обязательным компонентом самостоятельной работы курсантов является внеаудиторный практикум по иностранному языку.

Самостоятельная работа организуется командирами подразделений курсантов, обеспечивается и контролируется кафедрами. Время для нее отводится распорядком дня из расчета не менее 3-4 академических часов ежедневно. Руководитель, организующий самостоятельную работу, должен иметь утвержденный план ее проведения.

Самостоятельная работа может проводиться под руководством преподавателей в часы, определенные расписанием занятий, и в объеме не более 5 процентов от учебного времени, отводимого на изучение дисциплины. Она предусматривает, как правило, разработку рефератов, выполнение расчетно-графических, вычислительных работ, моделирования и других творческих заданий в соответствии с учебной программой (тематическим планом изучения дисциплины). Основная цель данного вида занятий состоит в обучении курсантов методам самостоятельной работы с учебным материалом.

Учебный отдел военно-учебного заведения, учебная часть факультета, командование батальонов, рот (курсов) курсантов, кафедр систематически осуществляют контроль организации самостоятельной работы курсантов. Результаты контроля анализируются в роте (на курсе), батальоне (факультете) курсантов, на кафедре не реже одного раза в неделю, а в военно-учебном заведении не реже одного раза в месяц. О чем делается запись в журнале учета учебных занятий взвода курсантов, на кафедрах и в батальонах (ротах, курсах) курсантов - в журналах учета самостоятельной подготовки курсантов, а в военно-учебном заведении издается приказ.

55. Отлично и хорошо успевающим курсантам четвертых и пятых курсов военно-учебных заведений, проявивших склонность к научному творчеству и педагогической деятельности, решением начальника военно-учебного заведения могут устанавливаться индивидуальные планы подготовки.

Обучение по индивидуальным планам является одним из направлений индивидуального обучения и высшей формой самостоятельной работы. Оно в наибольшей степени способствует овладению курсантами прочными знаниями, формированию у них самостоятельности, активности, творчества и других необходимых качеств.

Для организации обучения по индивидуальным планам учебным отделом вуза разрабатывается Положение о порядке обучения курсантов по индивидуальным планам, в котором указываются: цели и задачи обучения, порядок отбора курсантов для обучения, содержание и организация обучения, руководство и контроль за ходом обучения, учебно-материальная база для обучения.

Положение о порядке обучения курсантов по индивидуальным планам утверждается начальником военно-учебного заведения после его обсуждения на заседании ученого совета вуза.

Основными целями обучения по индивидуальным планам являются: качественное овладение объемом знаний и навыков по установленной специальности и дополнительными, более углубленными знаниями по выбранному направлению деятельности;

овладение современными методами и средствами научных исследований;

получение практики в самостоятельном изучении литературы, приобретении теоретических знаний и практических навыков;

раскрытие и развитие аналитического мышления и творческих способностей, творчества и инициативы;

воспитание трудолюбия и личной ответственности за качественное освоение программы подготовки, предусмотренной индивидуальным планом обучения.

Обучение курсантов по индивидуальным планам осуществляется на добровольных началах. Курсанты, изъявившие желание на такое обучение, подают по команде рапорт с указанием выбранного направления углубленной подготовки. Командование батальона (факультета) курсантов совместно с кафедрами определяет целесообразность и возможность обучения курсанта по индивидуальному плану. При положительном решении из числа профессорско-преподавательского состава кафедр подбираются руководители обучения. О допуске курсантов к обучению по индивидуальным планам объявляется приказом начальника военно-учебного заведения. Общий контроль обучения курсантов по индивидуальным планам осуществляют командиры батальонов (начальники факультетов) курсантов.

При определении количества курсантов, переводимых на такое обучение, следует исходить прежде всего из их соответствия предъявляемым требованиям, а также возможностей по обеспечению качественного руководства самостоятельной работой.

Основным документом, регламентирующим обучение курсантов, является индивидуальный план, разрабатываемый каждым из них совместно с руководителем обучения на семестр или на весь оставшийся срок обучения.

В плане целесообразно отразить обязательное выполнение отчетности, установленной действующим учебным планом и учебной программой, последовательность и сроки изучения разделов и тем дисциплин, взятых для самостоятельного освоения, в том числе дополнительных дисциплин (разделов), сроки и виды отчетности по ним, содержание и сроки проведения научных сообщений, докладов, предполагаемых публикаций по тематике выбранного направления деятельности, основные общественные поручения. Индивидуальный план подписывается курсантом и руководителем его обучения, согласовывается с командиром батальона (начальником факультета) курсантов, преподавателями дисциплин, взятых для самостоятельного изучения, и утверждается заместителем начальника военно-учебного заведения по учебной работе.

Основу содержания обучения по индивидуальным планам составляют профессиональная подготовка, предусмотренная действующими учебными планами и учебными программами по специальностям, а также углубленное изучение некоторых дисциплин в интересах целенаправленной подготовки для успешной работы по выбранному направлению деятельности в соответствии с конкретным предназначением выпускников, в том числе к научной и педагогической деятельности. Такая подготовка может включать:

изучение 1-2 дополнительных дисциплин (но не более одной в семестр) или несколько дополнительных разделов дисциплин учебного плана общим объемом 80-100 часов в семестр. Содержание дополнительных дисциплин (разделов) разрабатывается для каждого обучаемого кафедрой и утверждается ученым советом военно-учебного заведения;

участие в научно-исследовательской, изобретательской и рационализаторской работе;

разработку рефератов, научных сообщений и докладов, публикаций в периодической печати, участие в научных конференциях и семинарах.

Обучение по индивидуальным планам строится таким образом, чтобы часть дисциплин учебного плана осваивалась совместно со всеми курсантами, а часть самостоятельно и под руководством соответствующих специалистов с обязательным посещением практических, в том числе и полевых занятий.

Руководство обучением курсантов по индивидуальным планам осуществляется руководителем, закрепленным приказом начальника военно-учебного заведения из числа опытных преподавателей. Руководитель систематически проверяет степень и качество выполнения личного плана работы курсанта, проводит разбор проделанной работы, дает консультации. В конце семестра он должен составить отзыв о работе курсанта по индивидуальному плану. Отзыв обсуждается на заседании кафедры, от которой выделен руководитель, с участием командования батальона (факультета) курсантов.

Работа курсанта признается успешной, если он все экзамены и зачеты сдал на оценку "отлично", "хорошо" или "зачтено", выполнил все основные работы, предусмотренные индивидуальным планом, не имел нарушений воинской дисциплины. При получении на экзаменах и зачетах оценки ниже "хорошо", значительном отставании в выполнении индивидуального плана, нарушений воинской дисциплины, а также в случае заявления курсанта о нежелании продолжать обучение по индивидуальному плану приказом начальника военно-учебного заведения они переводятся на обучение на общих основаниях.

На заключительном этапе изучения всей дополнительной дисциплины или ее части (раздела) проводится экзамен с целью определения теоретических знаний, практических навыков курсантов и умения применять их при решении конкретных задач.

Изучаемые дополнительные дисциплины и результаты отчетности по ним заносятся в экзаменационную ведомость, зачетную книжку, учебную карточку и хранятся в учебном отделе вуза в течение всего периода обучения курсантов в военно-учебном заведении.

Формы отчетности по всем дисциплинам учебного плана для курсантов, обучающихся по индивидуальным планам, а также сроки войсковой стажировки, практики остаются такими же, как и для всех курсантов.

56. Консультации являются одной из форм руководства самостоятельной работой курсантов и оказания им помощи в освоении учебного материала. Консультации проводятся регулярно в часы самостоятельной работы и носят в основном индивидуальный характер. При необходимости, в том числе перед проведением семинаров, практических, тактических (тактико-специальных) занятий и учений, командно-штабных учений и военных (военно-специальных) игр, экзаменов (зачетов), могут проводиться групповые консультации.

Проведенные консультации должны учитываться в журналах взводов, а на кафедрах - в журналах учета служебной нагрузки научно-педагогического состава.

57. Войсковая стажировка организуется в целях приобретения курсантами опыта в исполнении должностных обязанностей по должностному предназначению. Войсковая стажировка проводится на соответствующих воинских должностях в округах и учреждениях внутренних войск МВД России. Общая продолжительность стажировок определяется учебными планами и образовательными программами.

Практика (юридическая, производственная, ремонтная) организуется по отдельным дисциплинам или группам дисциплин в целях закрепления знаний и приобретения (совершенствования) практических навыков с учетом должностного предназначения обучающихся. Практика может проводиться в военно-учебном заведении и его структурных подразделениях, в воинских частях, организациях и учреждениях МВД России и других федеральных органов исполнительной власти.

Войсковая стажировка и практика организуются и проводятся в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России и Главного командования внутренних войск МВД России, а в случае подготовки кадров для иных федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их нормативными правовыми актами.

Кафедрой (кафедрами), на которую возложено руководство стажировкой (практикой), разрабатываются программа ее проведения и индивидуальные задания для каждого курсанта. Для руководства и контроля за работой курсантов от военно-учебного заведения назначаются руководители войсковой стажировки (практики) из числа преподавателей и командиров подразделений курсантов.

За организацию и проведение войсковой стажировки (практики) отвечает начальник военно-учебного заведения, а за создание необходимых условий для ее проведения, выполнение программ и индивидуальных заданий курсантами несут командиры воинских частей, начальники (руководители) организаций, в которых она проводится. Возложение на курсантов обязанностей, не связанных с выполнением программ войсковой стажировки (практики), не допускается.

Курсанты по окончании войсковой стажировки (практики) представляют письменный отчет о выполнении программы и индивидуального задания. Защита отчетов проводится в военно-учебном заведении или по согласованию с Главным командованием внутренних войск непосредственно по месту проведения войсковой стажировки (практики) с участием руководителя стажировки (практики). Курсанты, не прошедшие стажировку (практику) по уважительным причинам, а также получившие при защите неудовлетворительные оценки, проходят стажировку (практику) в порядке, установленном инструкцией о проведении войсковой стажировки (практики).

Все виды учебно-методических материалов войсковых стажировок (практик) хранятся на кафедре в течение всего периода обучения курсантов в военно-учебном заведении по действующим учебным планам и образовательным программам.

58. Выполнение курсовой работы (проекта, задачи) имеет целью научить курсантов самостоятельно применять полученные знания для решения конкретных практических задач, привить навыки самостоятельного проектирования, производства расчетов, проведения научных исследований и обоснования принимаемых решений. Курсовая работа (проект, задача) выполняется в часы, отведенные на изучение дисциплины. Количество курсовых работ в семестре должно быть не более двух. На курсовую работу (проект, задачу) кафедра разрабатывает задание, которое рассматривается и утверждается на заседании кафедры.

Для руководства работой курсантов назначаются руководители из числа преподавателей или научных работников, которые утверждаются на заседаниях кафедр или предметно-методических комиссий. Защита курсовой работы (проекта, задачи) курсантом производится перед комиссией кафедры при непосредственном участии руководителя работы. По результатам защиты выставляется оценка. При получении неудовлетворительной оценки курсанты выполняют работу по новой теме или перерабатывают прежнюю в сроки, установленные начальником военно-учебного заведения. Все материалы курсовых работ (проектов, задач) хранятся на кафедре в течение всего периода обучения курсантов в военно-учебном заведении.

59. Выполнение выпускной квалификационной работы имеет целью систематизировать и расширить знания, умения и навыки курсантов в решении сложных комплексных задач с элементами исследований, а также определить уровень их подготовленности к выполнению должностных обязанностей в соответствии с полученной специальностью. Выпускная квалификационная работа выполняется на заключительном этапе обучения в виде дипломной работы, дипломного проекта.

Дипломная работа представляет собой теоретическое и (или) экспериментальное исследование одной из актуальных проблем по специальности и выполняется курсантами всех специальностей. Материал