Warning: filesize() expects exactly 1 parameter, 0 given in /home/infolaw/info-law.ru/www/adm/modules/content/site.php on line 115

Warning: filesize() expects exactly 1 parameter, 0 given in /home/infolaw/info-law.ru/www/adm/modules/content/site.php on line 115

Warning: filesize() expects exactly 1 parameter, 0 given in /home/infolaw/info-law.ru/www/adm/modules/content/site.php on line 115

Warning: filesize() expects exactly 1 parameter, 0 given in /home/infolaw/info-law.ru/www/adm/modules/content/site.php on line 115
Комментарии к Статье 115 (гражданского кодекса) РФ Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления — Гражданский кодекс РФ (ГК РФ)

Гражданский кодекс РФ - один из основополагающих юридических гражданских документов государства. ПринятГосударственной Думой 21 октября 1994 года.

Состоит Гражданский кодекс из трех частей, которые вводились в действие в разное время
- часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ – «Общие положения» и «Общая часть далее …

Файлы для скачивания:
ГК РФ (часть 1) (0.94 Mb)
ГК РФ (часть 2) (1.26 Mb)
ГК РФ (часть 3) (0.27 Mb)
ГК РФ (часть 4) (1.09 Mb)
Комментарии к ГК РФ части 1 (0 Mb)
Комментарии к ГК РФ части 1 (0 Mb)
Комментарии к ГК РФ части 1 (0 Mb)
Комментарии к ГК РФ части 1 (0 Mb)
Последние изменения:
Реклама:
Реклама:

Комментарии к Статье 115 (гражданского кодекса) РФ Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления

1. Согласно п. 1 коммент. статьи в случаях, предусмотренных законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях, Правительству РФ предоставлено право принимать решения об образовании, на основе имущества, находящегося в федеральной собственности, УП на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие). В настоящее время впредь до принятия закона, на который ссылается ГК, Правительству РФ, а по его поручению уполномоченным им центральным органам государственного управления, а также органам управления субъектов Федерации и органам местного самоуправления указанное право предоставлено Указом Президента РФ "О реформе государственных предприятий" (см. коммент. к ст. 114) и достаточно широко используется. В частности, Правительство Москвы в 1996 г. создало ряд казенных УП на базе реформирования государственных предприятий субъекта Федерации (казенное УП "Московский кинопрокат" и др.), поручив Москомимуществу подготовить контракты с руководителями и оформить договоры о закреплении имущества за казенными УП (Постановление от 10 сентября 1996 г. - Вестник мэрии Москвы, 1996, N 22).
2. Согласно п. 2 ст. 115 ГК учредительным документом казенного УП является его устав, утверждаемый соответствующим федеральным органом исполнительной власти, определенным Правительством РФ (п. 5 вышеназванного Указа Президента РФ). Содержание данного учредительного документа должно соответствовать требованиям ст. 52 ГК, а также Типовому уставу, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 908 (СЗ РФ, 1994, N 17, ст. 1982), который предусматривает правовой режим имущества казенного УП, характер и пределы его производственно - хозяйственной деятельности, организацию учета, отчетности, наличие у него качества юридического лица, право иметь расчетный и текущий счета в банке, печать со своим наименованием, бланки и регистрируемый в установленном порядке товарный знак (знак обслуживания).
3. В дополнение к норме п. 3 ст. 113 ГК фирменное наименование УП, основанного на праве оперативного управления, должно содержать также указание на то, что предприятие является казенным.
4. Помимо более узкого объема имущественных прав по сравнению с УП, наделенным имуществом на праве хозяйственного ведения (см. ст. 296 и 297 ГК и коммент. к ним), казенное УП имеет и соответственно меньше прав в области оперативно - хозяйственной деятельности. В частности, Постановлением Правительства РФ от 6 октября 1994 г. N 1138 (СЗ РФ, 1994, N 28, ст. 2989) утвержден Порядок планирования и финансирования деятельности казенных заводов (казенных фабрик, казенных хозяйств), которым в основных чертах определена мера оперативно - хозяйственной самостоятельности такого рода предприятий.
Данным актом предусмотрено, что производственно - хозяйственная деятельность казенного УП осуществляется в соответствии с планом - заказом и планом развития предприятия, а взаимоотношения с поставщиками материально - технических ресурсов и потребителями его продукции (работ, услуг) строятся на договорной основе.
Деятельность казенного предприятия планируется уполномоченным органом управления, который за три месяца до начала планируемого года утверждает и доводит до исполнителя обязательный и согласованный с Минфином РФ план - заказ по установленному кругу показателей (объем поставок в натуральном выражении с учетом сроков поставок и цен, фонд оплаты труда с условиями его изменения при невыполнении плана - заказа и увеличении за счет прибыли, лимит численности, объем средств из федерального бюджета и условия их предоставления). Самостоятельную хозяйственную деятельность такое предприятие вправе осуществлять с разрешения уполномоченного органа, а продукция (работы, услуги), производимая согласно плану - заказу и не относящаяся к области государственного ценового регулирования, реализуется казенным УП по ценам и тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом управления в порядке и на условиях корректировки, определяемой Минэкономики РФ и Минфином РФ. Продукция (работы, услуги), производимая этим субъектом в качестве самостоятельной хозяйственной деятельности, реализуется по свободным ценам и тарифам.
Финансирование, связанное с выполнением плана - заказа, плана развития производственной, социальной сферы и иным показателям, осуществляется за счет доходов казенного предприятия от реализации продукции (работ, услуг), а при их недостаточности - путем выделения средств из федерального фонда по решению Правительства РФ.
Прибыль казенного УП, получаемая от выполнения плана - заказа и самостоятельно заключаемых и выполняемых договоров, направляется на совершенствование производственной деятельности и социальные цели по нормативам, которые ежегодно устанавливаются уполномоченным органом управления в порядке, установленном Минэкономики РФ и Минфином РФ. Свободный остаток прибыли после ее направления на предусмотренные цели подлежит изъятию в бюджет. Уполномоченный орган управления контролирует выполнение плана - заказа и плана развития предприятия. УП в свою очередь обязано вести и ежеквартально представлять статистическую и бухгалтерскую отчетность по установленной форме.
В правовых актах содержатся и некоторые ограничения самостоятельности казенных УП. Например, в утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1996 г. N 873 (СЗ РФ, 1996, N 31, ст. 3737) Положении о таможенном брокере предусмотрено, что казенное предприятие не может являться таможенным брокером.
5. Казенное УП отвечает по своим обязательствам тем имуществом, которое находится в его распоряжении. Учредитель (собственник имущества казенного УП) несет субсидиарную (дополнительную) ответственность по обязательствам такого предприятия в случае недостаточности его имущества (п. 5 ст. 115 ГК).
Вместе с тем утвержденный Правительством РФ Типовой устав казенного УП, а также утвержденные на основе Типового уставы конкретных государственных казенных УП в части определения содержания и пределов имущественной ответственности не соответствуют указанной статье ГК, ограничивая субсидиарное обеспечение ответственности со стороны собственника. В частности, если п. 5 ст. 115 ГК предусматривает субсидиарную ответственность Российской Федерации по обязательствам казенного УП в случае недостаточности имущества последнего, то и Типовой устав (п. 1.5) и уставы конкретных казенных УП, утвержденных Правительством РФ, устанавливают субсидиарную ответственность государства только "в случае недостаточности его денежных средств" (п. 5 Устава федерального казенного предприятия "Казенный научно - исследовательский полигон авиационных систем", утв. Правительством РФ - СЗ РФ, 1996, N 15, ст. 1635).
Согласно ст. 527 ГК, казенное УП не может принимать на себя обязательство о возмещении убытков и возмещать убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного заказа.
_ 5. Некоммерческие организации
Настоящий параграф содержит общие нормы, регулирующие отношения, связанные с созданием и деятельностью отдельных видов некоммерческих организаций как юридических лиц. Более детально деятельность этих организаций регламентируется Законом о некоммерческих организациях, который применяется ко всем видам некоммерческих организаций, кроме потребительских кооперативов. Деятельность отдельных некоммерческих организаций в зависимости от их форм или целей создания регулируется также специальными законами и правовыми актами.
Все некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью, содержание которой зависит от целей создания конкретного юридического лица и его организационно - правовой формы. Цели создания некоммерческих организаций могут быть различными: социальные, благотворительные, культурные, образовательные, научные, управленческие, охрана здоровья граждан, развитие физической культуры и спорта, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, другие цели, направленные на достижение общественных благ. Осуществлять предпринимательскую деятельность некоммерческая организация может лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.

Рекомендуем: